Юристам подфартило
Несмотря на то, что профессия юриста, по мнению историков и археологов, зародилась более полутора миллионов назад, уважаемой в России она была не всегда.
Основной негатив пришелся на время наступления нового тысячелетия. Тогда бытовало мнение, что если у выпускника школы нет никаких талантов, то он непременно пойдет учиться на юриста. Позже фразы типа «вас юристов развелось как собак нерезаных» либо «вас много, как грязи» можно было услышать как от руководителей крупных организаций, так и от простых обывателей. Но с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в законную силу 1 октября 2019 года, для юристов нашей страны настала новая эра, в которой не будет места для осуждающих взглядов за выбранную профессию, это время, в котором сбываются мечты.
Уважаемого читателя я не буду утомлять нюансами новой концепции обеспечения правильного и единообразного применения судами норм процессуального законодательства при рассмотрении дел в порядке гражданского и административного судопроизводства, основной акцент сделан на институте представительства в суде.
Основной новеллой стало применение в данной сфере принципа профессионализма и компетенции представителей в суде. Это значит, что согласно поправкам в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ) и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ) лица, которые могут выступать в суде, не просто должны быть дееспособными и обладать оформленными в установленном порядке полномочиями, то есть иметь соответствующую доверенность. Представители участников процесса обязаны подтвердить свое право на участие в нем – являться либо адвокатом, либо иным лицом, имеющим высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.
С адвокатом все понятно, при необходимости, наличии денежных средств любой участник процесса (истец, ответчик или третьи лица) может привлечь адвоката для защиты своих нарушенных прав. При этом сам участник не лишается права защищать себя или требовать восстановления своих прав без представителя, своими силами. Самый интересный момент возникает именно со специалистами, имеющими высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.
Появление второго условия – дело рук самих ученых, являющихся разработчиками поправок в ГПК РФ и АПК РФ, при этом здесь очевидно допущена серьезная ошибка, поскольку, чтобы получить ученую степень по юридической специальности, вовсе не требуется диплом о высшем юридическом образовании. Получить степень можно, являясь историком или экономистом по образованию. Каким образом ученая степень по одному направлению может заменить специалиста, обучающегося правовым наукам не менее четырех лет, и развить в судопроизводстве России принцип профессионального мастерства – остается загадкой. Но время и правоприменительная практика расставит все на свои месте.
Вернемся к нашим представителям, имеющим высшее юридическое образование. Здесь и таится основа острой необходимости в юристах организаций всех форм собственности.
Компании с частным капиталом сами разберутся со своими штатными расписаниями, сложности появятся у органов государственной власти, местного самоуправления и подведомственных им учреждениях. Начнем по порядку. Согласно статье 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации установлены уровни профессионального образования, к высшему образованию теперь относятся несколько уровней: бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации. Учитывая, что официальных разъяснений применительно к уровню образования пока нет, можно предположить, что юрист с уровнем образования «бакалавриат» может рассчитывать на допуск к участию в судебных процессах.
Самое сложное впереди. Профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации называется в нашей стране государственной гражданской службой. Правовые основы этой деятельности содержаться в Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В нем заложено важнейшее условие эффективной работы государственных органов, которое состоит в служении интересам гражданского общества и государства, обеспечения приоритета прав и свобод граждан. Закон принимался в период активного внедрения административной реформы. В нем содержатся категории служащих и квалификационные требования к ним. В Камчатском крае приняты свои соответствующие законы, регулирующие деятельность государственной гражданской службы. В основу наших законов был положен принцип единства правовых и организационных норм.
За последние пятнадцать лет в регионах страны менялись структуры органов власти. В Камчатском крае комитеты и департаменты преобразовывались в министерства, агентства и управления. Квалификационные требования к знаниям и умениям служащих также претерпевали изменения в сторону укрепления принципа профессионализма гражданских служащих. Единственный документ, который до сих пор приводит все кадровые службы в недоумение, утверждающий требования к стажу по специальности для работы на службе. Грубо говоря, теперь желающему поступить на службу достаточно много знать, но никогда не работать по специальности, чтобы занять высокую должность на службе. Но не будем отвлекаться.
На сегодняшний день квалификационные требования к образованию предполагают вариантность, то есть чтобы попасть в любой отдел государственного органа или органа местного самоуправления, не обязательно иметь профильный диплом, можно отучиться по специальности «государственное и муниципальное управление». Успешно или не очень работать либо «спать», проявлять креативный подход или просто говорить так, чтобы «выжить». Выхода всегда два: если место нравится – сиди, если не нравится – уходи.
Но наши граждане стали усерднее бороться за свои, как им кажется, нарушенные права. Об это говорит статистика дел, рассмотренных в судах. За последние пять лет количество дел, направленных в суды общей юрисдикции и арбитражные суды, увеличилось вдвое. Граждане борются с неправомерными действиями или бездействиями служащих, принятыми решениями органов власти, требуют компенсационные выплаты, понуждают повернуть нормы права в свою пользу, оспаривают результаты проверок. Если до 1 октября 2019 года служащий, участвующий в основе спора, мог, вооружившись навыками и грамотно оформленной доверенностью, защитить позицию органа власти, местного самоуправления, подведомственного учреждения и полноценно выступить в суде, то теперь, не имея диплома юриста хотя бы в степени бакалавра, он сделать этого не сможет. А это значит, что те органы, учреждения, где в штатных расписаниях нет выпускника юридического вуза, вынуждены будут привлекать адвокатов, имеющих смутное представление о нюансах тех или иных полномочий своих нанимателей.
Многие эксперты высказывают мнение по поводу того, что в процесс можно все же взять компетентного специалиста и дать ему роль свидетеля. Но вряд ли человек, проведя половину времени в коридоре суда, оформив предупреждение об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, сможет полноценно справиться с волнением и объективно донести сведения либо знания, которыми он обладает. Учитывая, что в сметах органов публичной власти и их учреждений вряд ли смогут появиться в статьях расходов «услуги адвоката», а специалисты с профильными дипломами будут бесполезны для защиты интересов государства выход видится только один – в каждый отдел любого органа федеральной региональной и местной (муниципальной) власти, в каждое государственное или муниципальное учреждение обязательно включить штатную единицу – специалист по правовой работе либо отменить вариантность квалификационных требований, оставив только наличие высшего юридического образования. Находясь внутри всех процессов, таким юристам будет значительно проще ориентироваться в тонкостях профильных задач, успешно представлять своего нанимателя, а руководителям знать, что в процессе будут участвовать настоящие профессионалы своего дела. Это значит, что в ближайшее время спрос на юристов возрастет в разы, конкурс для поступления в вузы на юридические специальности станет бешеным, на выпускников юрфаков для трудоустройства будет установлена очередь, многие мои коллеги наконец-то почувствуют себя нужными и важными в своих коллективах. Надеюсь, лучшие из нас будут цениться на вес золота, как минимум каждого профессионала станут мотивировать достойной оплатой труда (мечтать не запретишь!). Несмотря на то, что День юриста отмечается 3 декабря, для меня настоящим праздником профессионального мастерства, данью истинного уважения к профессии стала дата 1 октября 2019 года.
P.S. Из каждого правила есть исключения. Без соответствующего диплома интересы в суде могут представлять законные представители лиц: физических (родители, опекуны), юридических (директора, руководители). Если спор рассматривают мировые суды, то диплом также не обязателен. Он не пригодится и патентным поверенным по спорам, связанным с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации; арбитражным управляющим при исполнении возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве; профессиональным союзам, их организациям, объединениям, представляющим в суде интересы лиц, являющихся членами профессиональных союзов, по спорам, связанным с нарушением или оспариванием прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Однако практика показывает, что со временем исключений становится все меньше.
Ирина СВЕЧНИКОВА,
юрист с пятнадцатилетним стажем