Такой девиз может взять на вооружение Служба охраны объектов культурного наследия Камчатского края
В уходящем году «Вести» много внимания уделяли проблемам, связанным с содержанием и охраной объектов культурного наследия, большинство из которых расположено в Петропавловске. Мы уже писали о том, как в конце осени городские и краевые власти предприняли в этом направлении «радикальные меры».
Исторические здания, находящиеся в плачевном состоянии, такие как дом купца Подпругина и другие здания на улице Красинцев, были закрыты баннерами с изображением того, как они должны выглядеть. Впрочем, если эти строения еще можно как-то замаскировать с помощью прочной ткани, то другим объектам не поможет, похоже, уже ничего. Сгоревшее почти дотла здание на улице Красноармейской, 12, расположенное почти напротив администрации краевой столицы, ничем и никак уже не прикроешь. Тем более что это здание является бесхозным. Без оформления прав собственности на него муниципалитетом его реставрация невозможна.
Ныне бесхозной является могила советских моряков, погибших при разминировании Авачинского залива в 1945 году. Сейчас начались мероприятия по обретению собственников для этого объекта.
По сути, утраченным оказался и другой объект культурного наследия в Петропавловске – могила народной артистки РСФСР Александры Владиславовны Славиной. Она скончалась в 1954 году и была похоронена на старом кладбище в районе улицы Батарейной, которое ныне практически разрушено. Решением Исполнительного комитета Камчатского областного Совета народных депутатов от 04.12.1990 № 313 памятник ошибочно принят на государственный учет и охрану памятников истории, поскольку к моменту вынесения данного решения могила была уже утрачена. Официально кладбище было закрыто в 1954 году. В год закрытия органами местного самоуправления было размещено объявление, в котором предлагалось родственникам похороненных на закрывающемся кладбище людей перезахоронить их на «новом» кладбище. Информация о перезахоронении актрисы А. В. Славиной в архивах отсутствует. Кроме того, не сохранился и план первичных захоронений.
В 1987 году на территории кладбища было построено здание котельной.
В период с 2008-го по 2010-й годы органами исполнительной власти Камчатского края проводилась работа по поиску захоронения останков актрисы, однако могила так и не была обнаружена. Надгробие установили на новом городском кладбище, а сама могила была утеряна.
Кстати, погост на четвертом километре краевой столицы де-юре вообще не является кладбищем. Ни в каких градостроительных документах этот статус не зафиксирован. При строительстве здания регионального управления Федерального казначейства РФ тогдашний главный архитектор города так и не смог указать точные границы захоронений. На официальный запрос казначейства этот деятель от архитектуры ответил, что стройплощадка не затрагивает территорию некрополя, хотя сам толком не знал, где проходят его точные границы.
С некоторыми злободневными вопросами, касающимися сохранения еще оставшихся на Камчатке памятников и контроля за деятельностью их собственников, мы обратились к руководителю Службы охраны объектов культурного наследия Камчатского края Людмиле Крапивиной.
Корр.: Людмила Дмитриевна, давайте сразу в начале разговора определимся с терминами. Все ли монументы, памятники и памятные знаки, установленные в Петропавловске, относятся к объектам культурного наследия?
Людмила Крапивина: Нет, не все. Следует отметить, что на территории Камчатского края расположены только такие объекты культурного наследия, которые в законодательстве классифицируются как «памятники». Для того чтобы тот или иной памятник официально получил статус объекта культурного наследия, необходимо его внесение в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и постановка под государственную охрану. Таким образом, сегодня на полуострове насчитывается 35 памятников, охраняемых государством.
Еще более семи десятков различных памятников, скульптурных композиций и памятных знаков в крае установлены органами местного самоуправления или организациями по собственной инициативе. Они в реестр не внесены, под государственную охрану не поставлены и к объектам культурного наследия не относятся.
Корр.: Наверное, владельцам таких «неучтенных» памятников хотелось бы их официального признания. Что для этого требуется сделать?
Людмила Крапивина: Это очень длительная процедура, которая требует определенной цепочки действий. В первую очередь отмечу главное: в соответствии с пунктом 12 статьи 18 Федерального закона от 25.06.2002 № 73 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Единый государственный реестр объектов культурного наследия могут быть включены только те из них, со времени возникновения или с даты создания которых, или с даты исторических событий, с которыми эти объекты связаны, прошло не менее 40 лет.
Но сначала необходимо провести все необходимые действия по подготовке сведений об историко-культурной ценности объекта. Их комплекс включает в себя визуальный осмотр с фотофиксацией, а также сбор и изучение документов и материалов, подтверждающих действительную историческую ценность объекта. Только после этого вопрос об официальном признании выносится на заседание общественного совета, куда привлекаются специалисты в области науки, антропологии, археологии, архитектуры, истории. Только после этого Служба охраны объектов культурного наследия Камчатского края принимает решение о включении памятника в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Но и это еще не все. Данное решение является лишь поводом для проведения государственной историко-культурной экспертизы. Только если ее заключение окажется положительным, объект попадет в Госреестр.
Корр.: Как быть в таком случае с объектами, включенными в Единый реестр, но фактически утраченными, как это произошло с могилой Александры Славиной?
Людмила Крапивина: Да, к нашему большому сожалению, этот объект был утрачен. Сейчас нами готовятся документы для его исключения из Единого государственного реестра.
Корр.: Как узнать, является ли, скажем, то или иное здание объектом культурного наследия? Где можно ознакомиться с перечнем таких объектов на Камчатке?
Людмила Крапивина: Ознакомиться с перечнем объектов культурного наследия Камчатского края, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, можно на сайте Службы охраны объектов культурного наследия Камчатского края https://www.kamgov.ru/slcult в разделе «Официальные материалы». Для получения официального ответа, является ли здание объектом культурного наследия, включенным в Единый государственный реестр или выявленным объектом культурного наследия, необходимо направить письменный запрос в нашу службу.
Корр.: Наша газета уже не раз рассказывала о том, что собственники исторических зданий в Петропавловске зачастую не выполняют своих обязанностей или превышают полномочия. Давайте уточним, что может делать владелец объекта культурного наследия со своей собственностью и на что он категорически не имеет права?
Людмила Крапивина: Прежде всего, собственник несет бремя ответственности за сохранение принадлежащего ему объекта. Он должен выполнять все необходимые работы по его содержанию и соблюдать правила его использования. Все эти условия и правила установлены в охранном обязательстве, которое заключается между владельцем и органом охраны объектов культурного наследия. Без охранного обязательства продать такое здание или сдать его в аренду невозможно. Охранное обязательство при этом является неотъемлемой частью договора о передаче прав собственности.
В свою очередь неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт объекта культурного наследия. В пункте 2 статьи 21 уже упоминавшегося Федерального закона № 73 ФЗ говорится, что такой паспорт является одним из обязательных документов для регистрации прав на недвижимость и осуществления сделок с ней.
Корр.: А если вдруг какая-то организация случайно или намеренно уничтожит или повредит памятник, чем это ей грозит?
Людмила Крапивина: Если такое экстраординарное событие вдруг произойдет, то ответственность за это предусмотрена в Кодексе об административных правонарушениях РФ. Согласно статье 7.14.1 КоАП для юридических лиц предусмотрен в таком случае очень серьезный штраф в размере от 500 тысяч до 20 миллионов рублей.
Корр.: В Петропавловске мы не раз сталкивались с тем, что объекты культурного наследия вообще никак не обозначены. Обязательно ли наличие на таких исторических объектах специальных надписей и обозначений?
Людмила Крапивина: Надписи и обозначения на объектах культурного наследия обязательны в соответствии с федеральным законодательством. Обязанность по их установке и сохранности возлагается на собственника объекта. Но при этом таблички нельзя устанавливать как заблагорассудится. Для этого следует сначала получить в нашей службе письменное задание, а затем согласовать проект надписи с визуализацией ее расположения. Устанавливать, скажем, табличку на фасаде дома можно только после соблюдения этих требований закона и только в присутствии наших специалистов.
Корр.: Если здание является объектом культурного наследия, нужно ли согласовывать проведение в нем ремонтных работ?
Людмила Крапивина: Ремонт относится к работам по сохранению объекта культурного наследия. К ним также относятся любые работы, направленные на обеспечение физической сохранности объекта, включая его консервацию, реставрацию, приспособление для современного использования, а также научно-исследовательские работы.
Все это можно делать только на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных службой, и в соответствии с согласованной нами проектной документацией. Перечень документов, необходимых для получения задания и разрешения (например, на ремонт здания) содержится в административном регламенте по предоставлению соответствующей государственной услуги.
Подчеркну: любые работы на объекте культурного наследия должны производиться только организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии Министерства культуры РФ. На сайте этого ведомства есть полный список всех обладателей таких лицензий в нашей стране.
Корр.: Как это ни печально, в Петропавловске сегодня мы можем наблюдать много исторических зданий, которые нуждаются уже даже не в ремонте, а, скорее, в восстановлении. Это и многострадальный дом купца Подпругина, который без преувеличения можно назвать позором исторического центра города, и здания на улице Красинцев, и дома на Красноармейской. Кто в краевом центре должен все-таки заниматься реставрацией архитектурных памятников и несет ответственность за их состояние?
Людмила Крапивина: Еще раз повторю: в соответствии с законодательством в области охраны памятников бремя содержания объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр, или выявленного объекта, который в реестр пока не попал, несет исключительно собственник, если иное не установлено договором между владельцем и пользователем (например, арендатором) данного объекта. Большинство исторических зданий и памятников в Петропавловске принадлежат городу. Это значит, что именно муниципалитет за свой счет обязан осуществлять все работы по ремонту и реставрации фасадов, крыш, подвалов, фундаментов и внутренних помещений. Проектирование и проведение любых других работ на территории памятника или ансамбля запрещено.
Беседовал Олег ПОДШИВАЛОВ