ПОСЛЕДНИЙ БОЙ ЭСМИНЦА «ГРОМ»

14 октября 1917 года во время боя на Кассарском плесе в ходе обороны Моонзундского архипелага погиб российский эскадренный миноносец «Гром». Моонзундское военно-морское сражение (иностранные историки называют его операция «Альбион») длилось с 12 по 20 октября 1917 года. Это операция германских военно-морских (Кайзерлихмарине) и сухопутных сил в ходе Первой мировой войны по овладению Моонзундскими островами в Балтийском море, принадлежащими российской республике. Это было последнее крупное сражение российской армии и флота в Первой мировой войне. Ценой значительных потерь в кораблях победу одержала Германия. Но эти потери (девять потопленных кораблей и двенадцать поврежденных: пять броненосцев, один крейсер и шесть эсминцев) заставили германское командование отказаться от наступления на Петроград.

В боях за Моонзунд прославились броненосец «Слава» (единственный из кораблей своего типа, не принявший участие в Русско-Японской войне), эскадренные миноносцы «Новик», «Гром», а также канонерская лодка «Храбрый».

В истории этой операции особенно примечательна судьба эсминца «Гром». С момента его гибели по сегодняшний день историческая оценка этого события менялась от героико-патетической до полного негатива. Сначала команду эсминца прославляли за героизм и самоотверженность, проявленные в этом бою, а затем обвинили в трусости и паническом бегстве с корабля.

Кратко напомню историческую ситуацию того периода.

Переломный 1917 год с самого начала стал для России годом бурных политических событий. Падение монархии, февральская революция и образование Временного правительства, ожидание коренных перемен во всех сферах жизни и деятельности общества, а также рост антивоенных настроений в стране оказали огромное влияние на состояние армии и флота. В кампанию 1917 года главной задачей Балтийского флота, в составе которого был и эсминец «Гром», было не допустить противника в восточную часть Финского залива. Это предусматривало оборону четырех уже созданных минно-артиллерийских позиций, прикрывавших входы в Финский, Рижский и Ботнический заливы, а также к Моонзундскому архипелагу. Германское командование решило в полной мере использовать возникшие в России трудности для достижения решающих успехов на фронте. Был разработан план операции «Альбион». Она предусматривала захват Моонзундских островов, заход германского флота в Рижский залив и создание благоприятных условий для нанесения удара по Петрограду.

Для осуществления операции были выделены огромные силы: около 300 единиц корабельного состава, в том числе 11 броненосцев и тяжелых крейсеров, 9 легких крейсеров, 57 эскадренных миноносцев. Прикрытие и поддержку с воздуха обеспечивали 94 самолета и 6 дирижаблей. Десантный корпус для захвата островов насчитывал 25 тысяч человек. Балтийский флот мог противопоставить этой армаде два устаревших броненосца «Гражданин» (бывший «Цесаревич») и «Слава», 3 крейсера, 33 эскадренных миноносца, в том числе и эсминец «Гром», а также небольшое количество малых кораблей.

«Гром» принадлежал к лучшей в то время серии эсминцев типа «Новик», вошел в состав флота в 1916 году и имел опыт боевых действий на коммуникациях противника.

Командование флотом знало о планах немцев, но не приняло необходимых мер для защиты островов. Инициативу в обороне архипелага взяли на себя революционные организации моряков Балтики. Проходивший в то время в Гельсингфорсе II съезд военных моряков Балтики постановил, что флот исполнит свой долг перед революцией. Решения съезда сыграли большую роль в мобилизации моряков на отпор врагу в предстоящих тяжелых боях.

Операция «Альбион» началась 30 сентября высадкой германского десанта в бухте Тага-Лахт на острове Эзель.

Пользуясь численным превосходством, германские войска овладели островом. Вражеские корабли неоднократно пытались прорваться через пролив Соэлозунд между островами Эзель и Даго на Кассарский плес, но каждый раз получали отпор. Наиболее тяжелый бой произошел 14 октября. В этот день у восточной части пролива Соэлозунд несли дозор «Гром» и еще три эскадренных миноносца, а также канонерская лодка «Храбрый».

Около 14 часов 30 минут сигнальщики обнаружили германский броненосец «Кайзер», который шел курсом к русским кораблям. «Гром» быстро снялся с якоря, и в тот же момент броненосец открыл огонь из орудий главного калибра. Один из тяжелых снарядов пробил правый борт и днище эсминца «Гром». Корабль окутался облаком пара, получил крен и лишился хода. Канонерская лодка «Храбрый» подошла к его левому борту и, взяв поврежденный «Гром» на буксир, повела его в Моонзунд. В это время туман скрыл русские корабли от противника. В 15 часов 30 минут 17 немецких эсминцев начали прорыв на Кассарский плес. Их прикрывали огнем своих орудий «Кайзер» и крейсер «Эмден». При форсировании пролива четыре эсминца получили повреждения, задев винтами подводные камни, но остальные 13 продолжали прорыв. Они разделились на две группы, пытаясь отрезать русским кораблям отход к Моонзунду. Три наших эсминца, прикрывая «Гром» и «Храбрый», открыли ответный огонь по вражеским кораблям. Им удалось повредить два германских эсминца. Однако немцы продолжали преследование, стараясь добить «Гром» и «Храбрый». В этот критический момент оборвались буксировочные швартовы, и «Храбрый» на некоторое время отошел от «Грома». Однако оба корабля продолжали вести огонь по врагу. Эсминец получил еще ряд попаданий, которые вывели из строя все, кроме одного орудия. Крен судна увеличился, бушевал пожар. Команда сражалась до последней возможности. Семь человек было убито и шесть ранено. Окутанный дымом, корабль стал постепенно погружаться в воду. Стало ясно, что «Гром» спасти не удастся. «Храбрый» вновь подошел к гибнущему эсминцу, чтобы снять с него команду. Два неподвижных русских корабля стали хорошей мишенью для противника. Возникла реальная опасность потерять еще и «Храбрый». Приняв людей с «Грома», канонерская лодка развернулась и открыла огонь по приближающимся германским эсминцам. Силы были неравные, но «Храбрый», хоть и не без труда, отбился от немцев и вернулся на базу.

Версии дальнейшей судьбы «Грома» неоднозначны. По одной из них в последний момент старшина Федор Самончук вернулся обратно на «Гром». Улучив момент, он выпустил торпеду и потопил приближавшийся германский эсминец, а затем уничтожил и свой корабль. В 1955 году за этот подвиг Самончук был награжден орденом Красного Знамени. Эта история освещалась в советской печати и даже попала и в роман В. Пикуля «Моонзунд».

Германия гибель своего эсминца не подтвердила. Более того, по одной из версий, после ухода канонерской лодки «Храбрый» германский эсминец «B 98» подошел к «Грому», высадил на него шесть человек и даже пытался буксировать. Однако, осмотрев корабль, немцы поняли, что он вот-вот утонет и покинули его, забрав с мостика секретные документы. Среди них якобы оказалась карта минных полей, выставленных русскими кораблями в районе Моонзунда. Эта версия дала основание постсоветским авторам обвинять команду эсминца в трусости и паническом бегстве с корабля, хотя в архивах имеется ряд документов, свидетельствующих о героизме его матросов и офицеров. Да и факт оставления секретных документов, даже если он был в действительности, является преступлением не всей команды, а исключительно лиц, отвечавших за их сохранность.

В 30-х годах в эстонских территориальных водах находилось довольно много погибших кораблей, которые затрудняли судоходство и в то же время представляли собой значительную материальную ценность. Постепенно их стали разделывать на металл. Их судьбу разделил и «Гром».

Справка «Вестей»:

grom

grom_web

При подготовке материала были использованы следующие источники:

— Боевая летопись русского флота. Москва. 1948 г.

— Дважды Краснознаменный Балтийский флот. Изд. 2. 1978 г.

— Степанов Ю.Г., Цветков И.Ф. Эскадренный миноносец «Новик». Ленинград. 1981 г.

— Флот в первой мировой войне. Том 1. Москва. 1964 г.

— Эсминец «Гром». https://korvet2.ru

Андрей БОРИСЕНКО