Защита полковника Захарченко требует вернуть конфискованные миллиарды
Экс-полковник Дмитрий Захарченко прибыл для отбытия наказания в мордовскую колонию. Сидеть ему долго – 12 с половиной лет. Срок вроде немалый, но сейчас Захарченко только 41, и на свободу он выйдет еще в том возрасте, когда можно радоваться жизни. Неудивительно, что уже развернулась борьба за миллиарды, изъятые следствием в рамках дела «золотого» правоохранителя.
Шум подняла защита Захарченко. Адвокат бывшего борца с коррупцией Валерия Туникова обратилась в Минюст с просьбой разъяснить, на основании чего решено обратить в доход государства 370 млн рублей, 140 млн долларов и 2 млн евро. (Те самые полторы тонны денег, которые после ареста Захарченко были найдены в двух квартирах, превращенных в хранилище наличных.) В 2017 году Никулинский суд столицы в ответ на иск Генпрокуратуры постановил передать средства в бюджет. Туникова негодует: по ее мнению, действующее антикоррупционное законодательство не предусматривает обращение наличности в доход государства – поступать так можно только с земельными участками, объектами недвижимости, транспортными средствами и ценными бумагами. Кроме того, это вообще не деньги Захарченко! Как? А вот так, уверяет адвокат: следствие официально признало, что связь между экс-полковником и найденными деньгами отсутствует. И судили его не за них, а всего лишь за взятку в 33 млн рублей. И квартиры, где лежала наличность, принадлежали не ему, а его родне. А раз так, то вертайте деньги взад!
Если включить режим буквоедства, то формально адвокат в чем-то права. Как подтвердили «Коммерсанту» в Генеральной прокуратуре, указания на изъятие денежных средств в законодательстве действительно отсутствуют. Однако, как подчеркнули в ведомстве, и соответствующего запрета там не содержится. Также и в Гражданском кодексе прописан перечень имущества коррупционеров, которое может быть по решению суда обращено в доход государства, – ограничений на изъятие денег там тоже нет. Потому все законно. Кроме того, даже ст. 67 ГПК РФ определяет: при оценке доказательств суд помимо закона руководствуется внутренним убеждением, основанном на всестороннем, полном и объективном исследовании представленных доказательств. Сиречь здравым смыслом. А он однозначно подсказывает, что родня Захарченко таких денег заработать никак не могла. Ну вот никоим образом. Сам полковник, напомним, родом из глухого села, мать его всю жизнь работала в школе. Защита Захарченко, кстати, и прежде на голубом глазу пыталась убеждать: четыре элитные квартиры в Москве мама бравого полковника заработала, выращивая овощи на собственном огороде. Потом, когда пошли анекдоты, поправились: дескать, еще в 90-е учительница получила от неизвестной родственницы наследство в миллион долларов. Ну да, ну да, где б еще такую родню найти?
Так что неудивительно, что попытка защиты опротестовать изъятие у родственников осужденного коррупционера кучи разнообразного добра потерпела крах. Судиться там было ради чего: 28 объектов недвижимости в Москве и Подмосковье, а также 5 дорогущих автомобилей. Дошли аж до Конституционного суда, доказывая, что конфискованы они были незаконно, поскольку следствие так и не доказало, что покупались квартиры с машинами на деньги Захарченко. А сама родня на госслужбе не состоит, а потому подтверждать законность происхождения капиталов не обязана.
Давили, как нетрудно заметить, опять на формальности. Но и тут высший суд страны постановил, что дальше позволять издеваться над здравым смыслом просто смешно. И признал законной практику отбирать «все нажитое непосильным трудом» не только у законных супругов и детей взяточников, но и прочих его родственников. Сейчас адвокат Туникова клянется: мол, все тяжбы идут ради торжества справедливости, среди изъятых 8,5 млрд есть 92 тысячи рублей, которые Захарченко может объяснить, – это его зарплата. Так что верните! Только не очень верится, что весь этот сыр-бор из-за 90 тысяч: если верить следствию, полковник за один присест в элитном ресторане проедал больше. Тут, судя по всему, охота идет за другими суммами, ради которых можно и 12 лет посидеть. Они, как говорилось в старом фильме, «душу греть будут».
Кстати, непонятно с каких денег Захарченко сейчас оплачивает услуги адвокатов. Защитница у него бойкая – и в Конституционный суд ходит, и через СМИ умудряется проталкивать идею невиновности своего клиента. Может, где-то еще пара миллиардов завалялась под ковриком? Или полковничья родня успешно расторговалась урожаем с огорода?
(www.versia.ru)