ПАМЯТИ ПАВШИХ БУДЕМ ДОСТОЙНЫ?

img_1552_web

В Петропавловске-Камчатском найдена братская могила
с признаками воинского захоронения

Так повелось, что наши исследования закрытого еще в конце 50-х годов кладбища в районе улицы Батарейной Петропавловска-Камчатского всегда приводят к новым открытиям.

В 2014 году при активном участии нашей газеты была поставлена на учет как воинское захоронение могила Александра Абрамовича Дороты, умершего от ран, полученных при штурме острова Шумшу в августе 1945 года. Его похоронили на вышеупомянутом кладбище в сентябре того же года. Могила пришла в запустение, и для того, чтобы привести её в надлежащий вид, необходимо было провести реставрационные работы. Через два года могилу восстановили и обустроили работники муниципального казенного учреждения «Служба благоустройства Петропавловска-Камчатского». В свое время мы активно рассказывали об этой истории.

Продолжая исследовать кладбище в районе улицы Батарейной, мы нашли братскую могилу девяти советских моряков, имеющую признаки воинского захоронения. Справедливости ради заметим, что впервые об этой могиле сообщил Александр Пирагис в газете «Аргументы и факты» еще в 2008 году. Собирая архивные данные о самом кладбище, включая публикации, полученные из средств массовой информации, мы прочитали его короткое сообщение об этом и начали поиск.

Действительно, такое братское захоронение существует. Оно представляет собой внушительных размеров надгробие. Металлическую пирамиду из нержавеющей стали венчает огромный камень, выкрашенный в черный цвет, вокруг которого оплетена якорь-цепь. На камень опирается внушительных размеров адмиралтейский якорь. Над информационной табличкой виден пустой круг с едва угадываемыми следами пятиконечной звезды (видимо, её оторвали вандалы). На бронзовой табличке удалось разобрать надпись:

«Старший лейтенант             — Коротеев Владимир Алексеевич

Старший лейтенант   — Сидоренко Александр Андреевич

Старший лейтенант   — Исаков Вениамин Павлович

Лейтенант                     — Элле Эндимир Кузьмич

Старшина 2 статьи     — Лазарев Михаил Павлович

Старший матрос         — Гущин Аркадий Николаевич

Старший матрос         — Ганевич Иван Иванович

Старший матрос         — Крупинский Михаил Гаврилович

Старший матрос         — Алексеев Алексей Иванович

Боевым друзьям, погибшим при выполнении служебных обязанностей 24 марта 1953 года».

Изучив написанное на табличке и соотнеся текст с монументальным надгробием, которое отличалось от остальных своей величественностью, мы пришли к выводу, что советские военные моряки погибли в результате трагического события, исполняя свой воинский долг, а не из-за бытового несчастного случая. И память о них решили увековечить, придав надгробию максимально величественный вид.

На бронзовом поле информационной таблички изображены надводные корабли. То обстоятельство, что погибло четыре офицера и пятеро матросов, говорит о нахождении погибших, скорее всего, в одном замкнутом пространстве. Возможно, произошел пожар в одном из отсеков надводного корабля или тот подорвался на мине, которую своевременно не обнаружили и не уничтожили наши тральщики в Авачинском заливе при разминировании осенью 1945 года.

Найденная братская могила должна быть признана воинским захоронением и поставлена на учет согласно Закону Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».

В статье 1 этого закона говорится: «Увековечению подлежит память: погибших в ходе действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества».

В статье 2 того же закона читаем: «Основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются: захоронение и перезахоронение останков погибших при защите Отечества, сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших».

Братская могила после получения статуса воинского захоронения благоустраивается за счет средств муниципального бюджета. В дальнейшем за её содержание и благоустройство будут отвечать муниципальные власти.

Напомню нашим читателям, что на старом городском кладбище в районе улицы Батарейной, при строительстве жилых домов, котельной и сопутствующей инфраструктуры, по свидетельству очевидцев и краеведов, были навсегда утрачены могилы шестнадцати краснофлотцев, умерших от ран, полученных при десантировании на остров Шумшу в августе 1945 года.

Также был утрачен объект культурного наследия регионального значения – могила актрисы Камчатского театра драмы имени Отто Юльевича Шмидта Александры Родионовой-Славиной. Это случилось в конце 70-х – начале 80-х годов.

Примерно в то же время на месте еще одного старого кладбища, где покоились останки защитников Петропавловского порта, умерших от ран при отражении нападения англо-французской эскадры в августе 1854 года, был построен дом для ветеранов Великой Отечественной войны (улица Ленинская, 8).

Двумя десятилетиями раньше по кладбищу ниже дома для ветеранов проложили автомобильную дорогу, под которой, предположительно, покоится прах Героя обороны Петропавловского порта 1854 года военно-морского офицера, князя Александра Максутова.

Наша газета уже не в первый раз напоминает слова талантливого советского поэта Расула Гамзатова: «Кто стреляет в прошлое из пистолета, в того будущее выстрелит из пушки».

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ


img_1551_web


img_1549obrez2_web