Несмотря на заверения об успехах реформы здравоохранения, регулярно звучащие из уст чиновников, сами медики совсем не в восторге от происходящего
В массе своей они считают, что качество медицинской помощи падает, а сам медперсонал теряет квалификацию и уверенность в завтрашнем дне.
Три четверти российских врачей и медсестер полагают, что оптимизация здравоохранения на самом деле ведет к снижению доступности услуг здравоохранения для населения. А подавляющее большинство медработников (92,7%) признаются, что из-за роста нагрузки на персонал больниц и клиник ухудшается качество их работы. Таковы основные выводы по результатам социологического опроса, проведенного фондом независимого мониторинга «Здоровье».
Исследование проводилось в мае, участие в нем приняли 6100 медиков из 85 регионов страны. Такая выборка почти вчетверо превышает аудиторию, которая считается стандартной для всероссийских социологических исследований. Так что опрос вполне репрезентативный, в достоверности результатов сомневаться не приходится.
Что ж, нашим медработникам действительно можно посочувствовать. Одно из основных направлений реформы здравоохранения – сокращение лечебных учреждений. Процесс продолжается. По данным Счетной палаты, в текущем, 2017 году в стране будет закрыто 15 больниц и поликлиник, а еще 581 подлежит реорганизации. За последним термином, как правило, скрывается слияние и укрупнение медицинских учреждений с обязательным сокращением персонала. В итоге за четыре года оптимизации количество больниц в России сократится на 11,2%, поликлиник – на 7,2%.
Для полноты картины приведем еще красноречивые цифры: с 2012-го по 2015-й (более свежие данные обнаружить не удалось) обеспеченность россиян практикующими врачами снизилась на 2%. При этом квалификация большой части персонала в больницах и поликлиниках вызывает вопросы, связанные прежде всего с активным привлечением в сферу медицинского обслуживания гастарбайтеров от медицины. Многие ныне практикующие в России врачи образование получали в среднеазиатских республиках, где и проработали большую часть жизни.
В общей сложности на 11% снизилось число коек в стационарах, на 5% стало меньше фельдшерско-акушерских пунктов в глубинке. Количество участковых больниц сократилось и вовсе на четверть.
А как обстоят дела с пациентами – может, их поток уменьшился соразмерно сокращениям медучреждений? Как бы не так! В рассматриваемый период число обращений за медицинской помощью увеличилось.
К месту напомнить, что реформа здравоохранения, с легкой руки чиновников нареченная «оптимизацией», стала ответом на известные указы президента РФ. Глава государства, в частности, в них ставил и такую задачу: зарплата врача должна вдвое превышать среднюю по региону. Вот только вряд ли кто-нибудь пять лет назад предполагал, что плановые показатели Минздрав будет пытаться достигать за счет финансовых маневров внутри самой системы здравоохранения.
Не попавшие под сокращение врачи работают на пределе физических возможностей. Нормативы приема пациентов не оставляют времени на то, чтобы толком поставить диагноз. Коэффициент совместительства в среднем по отрасли уже составляет 1,5 и продолжает повышаться. Регулярно в сторону увеличения количества больных пересматриваются ставки и участки, что также ведет к повышению нагрузки на врачей, никак не отражаясь на их доходах. Чтобы дотянуть заработные платы младшего медицинского персонала до уровня средних по региону, медсестер и медбратьев догружают работой, так что они по факту трудятся за двоих, а то и за троих.
Там, где даже такие меры не позволяют достичь нужного результата, младший медперсонал по документам оформляется уборщицами. Такая политика медицинских учреждений ведет к тому, что реальная забота и уход за пациентами перекладываются на плечи родственников больного или нанятых ими сиделок (если, конечно, семья может себе это позволить). А что делать, если родственников у больного нет, а все деньги он давно потратил на лекарства?
Любопытно, что результаты проведенного фондом «Здоровье» социологического опроса среди врачей, фельдшеров и медсестер прокомментировали и в Минздраве, разумеется, назвав их не выдерживающими никакой критики. Аргумент был высказан такой: если все на самом деле так плохо, то почему в стране растет продолжительность жизни и падает смертность? Если статистика не врет, то это действительно загадка.
(www.trud.ru)