Сеул и Пхеньян готовят новый саммит
Южная и Северная Кореи объявили о начале подготовки нового саммита, уже третьего за последние полгода. А до этого они, скорее всего, встретятся во Владивостоке, где в сентябре пройдет Восточный экономический форум (ВЭФ), в котором планируют принять участие лидеры двух государств. Тем временем стало известно, что Сеул настроен впервые с 2015 года возобновить гуманитарную помощь КНДР, несмотря на то, что США настаивают на укреплении режима блокады Пхеньяна.
Сеул и Пхеньян предварительно проведут встречу на высоком уровне. Она пройдет на северокорейской стороне деревни Пханмунджом, находящейся в центре демилитаризованной зоны между двумя странами. Главной темой встречи, как заявило правительство Южной Кореи, станет обсуждение того, как реализуется Пханмунджомская декларация, подписанная Ким Чен Ыном и Мун Чжэ Ином в ходе их первого саммита 27 апреля, а также подготовка к новому саммиту, намеченному на эту осень.
В Пханмунджомской декларации указано, что президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин должен в этот период посетить Пхеньян, но в самом начале осени он сможет встретиться с лидером КНДР и в другом месте – во Владивостоке. На ВЭФ в этом году приглашены оба лидера, и есть основания предполагать, что оба посетят это мероприятие. Источник, знакомый с ситуацией, сообщал, что северокорейские специалисты проводили в июле осмотр железной дороги из Пхеньяна в Россию, проверяя, выдержит ли она проезд бронированного состава, на котором традиционно перемещаются главы КНДР. Источник в Сеуле же до того подтверждал, что в случае приезда Ким Чен Ына визит Мун Чжэ Ина также гарантирован.
Опрошенные эксперты расходятся во мнении на тему того, захотят ли два лидера проводить саммит во Владивостоке. Эксперт ASAN Institute for Policy Studies Го Мён Хён полагает, что провести отдельную встречу вполне возможно. «Не факт, что при нынешней динамике переговорного процесса Мун Чжэ Ин согласится ехать в Пхеньян, – сообщил он. – Переговоры о денуклеаризации КНДР в тупике, ничего кроме символических жестов с их стороны не происходит». А профессор Университета Кунмин (Сеул) Андрей Ланьков полагает, что в любом случае полноценный саммит два лидера смогут провести только в Пхеньяне. «Это заложено в конструкцию современного этапа отношений между Севером и Югом, – заметил он. – Мероприятия должны проходить поочередно на территории каждой из сторон, и лидеры не пойдут на то, чтобы отдать всю славу и медийную картинку России». Он уточнил, что на ВЭФ вполне может состояться встреча Ким Чен Ына и Мун Чжэ Ина, но впоследствии они все равно проведут в Пхеньяне полноценный саммит.
Впрочем, вне зависимости от того, где пройдет встреча, Южная Корея намерена углублять диалог с КНДР, все дальше расходясь в этом вопросе с Вашингтоном.
7 августа санкционный комитет Совбеза ООН, отвечающий за санкции против КНДР, одобрил создание предложенного Россией механизма изъятий из санкционного режима. Благодаря ему любая страна теперь может обратиться в Комитет с просьбой разрешить ей выделение Пхеньяну гуманитарной помощи. Это было горячо поддержано Сеулом, который еще в сентябре 2017 года объявил о намерении выделить КНДР гуманитарной помощи на $8 млн, но не нашел способа это сделать в условиях имеющегося санкционного режима и политической ситуации.
Пресс-секретарь правительства Южной Кореи Ким Ый Гём заявил, что гуманитарная помощь является «надежным способом ускорить денуклеаризацию КНДР». Поставлять планируется в основном товары для новорожденных и беременных, распределять их будут подразделения ООН, работающие в КНДР.
Идея поставки в Северную Корею гуманитарной помощи не понравилась Вашингтону. Кроме того, как сообщил корреспонденту ТАСС дипломатический источник в ООН, США были единственной страной, выступившей против отправки в КНДР через новый механизм спортивного инвентаря для тренировки олимпийцев. С просьбой помочь северокорейским спортсменам инвентарем обратился лично глава Международного олимпийского комитета Томас Бах.
Госсекретарь США Майк Помпео, ответственный за переговоры с КНДР, требует, чтобы Пхеньян согласился на «передачу 60–70 % своего ядерного арсенала США или третьей стороне», сообщил американский портал Vox со ссылкой на два источника в Госдепартаменте. Пикантность ситуации придает то, что, по данным источников Vox, господин Помпео так и не смог выяснить, сколько именно боеголовок находится в распоряжении Пхеньяна.
Андрей Ланьков полагает, что шансы на компромисс утеряны из-за «слабого выступления Дональда Трампа на саммите в Сингапуре», после которого в КНДР, похоже, выбрали тактику затягивания переговоров. «Сейчас их задача – делая небольшие и в целом бессмысленные уступки, дотянуть до конца срока Дональда Трампа, после чего его сменит президент-демократ, – полагает эксперт. – Он будет более бережно относиться к союзу США с Японией и Южной Кореей и не захочет подставлять их под ракетный удар КНДР». Это, полагает господин Ланьков, обеспечит гарантии ненападения на Пхеньян, а экономическая блокада КНДР будет снята Пекином из-за торговой войны США с Китаем. Если она будет углубляться, председатель КНР Си Цзиньпин вряд ли захочет помогать Дональду Трампу давить на Ким Чен Ына. «Движение в этом направлении очевидно, – замечает Андрей Ланьков. – Китайцы в мае замечали, что санкции они прямо нарушать не будут, но граница с КНДР длинная и уследить за ней невозможно».
(www.kommersant.ru)