Завершается строительство колокольни при кафедральном соборе
Спустя 17 лет и один месяц после закладки первого камня в фундамент самого восточного в России кафедрального православного собора, всех камчатских верующих можно наконец поздравить. Строительство колокольни при Свято-Троицком соборе практически завершено. Как сообщил «Вестям» представитель Петропавловской и Камчатской епархии иеродиакон Николай (Белозеров), в течение ближайшей недели будут установлены все колокола, после чего сооружение примет законченный вид.
Главный трехтонный колокол-благовест был доставлен на территорию кафедрального соборного комплекса 25 декабря 2015 года. Он был изготовлен на заводе в Каменске-Уральском на пожертвования члена Совета Федерации РФ от Камчатского края Бориса Невзорова, о чем на колоколе сделана соответствующая надпись. (А мы-то, сирые, думали, что жертвователь должен оставаться неизвестным. Господь не любит тщеславия.) Второго сентября соборный благовест зазвучал над Камчаткой, возвещая о начале воскресной архиерейской литургии в кафедральном соборе. Отныне главный колокол Камчатки вместе со своими «младшими братьями» будут звонить о начале всех воскресных и праздничных богослужений.
Нашей газете посчастливилось каждодневно наблюдать старания строителей соборного комплекса. Редакция «Вестей» расположена от его территории всего в нескольких десятках метров. На ней находятся, кроме самого собора и звонницы, трехэтажное здание гостиницы, где располагаются также певческо-катехизаторские курсы, часовня, посвященная святым Петру и Февронии, и духовно-просветительский центр в здании бывшего кинотеатра «Родина» с воскресной школой.
Первый камень в фундамент самого восточного в России кафедрального православного собора был заложен девятого сентября 2001 года. Самое активное участие в церемонии принимал тогдашний губернатор Камчатской области, убежденный коммунист Михаил Машковцев. До избрания на должность главы региона он был членом ни много ни мало Центрального комитета КПРФ.
Затем, в 2002 году, по решению товарища Машковцева, поддержанному депутатами Областного совета, на возведение собора из резервного фонда администрации полуострова был выделен первый миллион рублей. Это потом к финансированию подключатся ОАО «Газпром» и местный крупный бизнес. А тогда сумма с шестью нулями от Михаила Борисовича стала первым значительным пожертвованием на строительство православного собора.
В ходе нескольких благотворительных марафонов в начале нулевых годов епархии удалось собрать с миру по нитке около шести миллионов рублей. Их потратили на разработку проекта храмового комплекса и начало работ по закладке его фундамента. Но это была, что называется, капля в море для бюджета стройки. Остальное собирали за счет спонсорских взносов и пожертвований прихожан.
Большими деньгами участвовали в строительстве как соборного комплекса, так и других храмов в Петропавловске, в частности, крупные камчатские рыбодобывающие компании, включая «Океанрыбфлот» и «Колхоз имени Ленина». Любопытно, что предприятие, названное именем главного в нашей стране противника православной церкви, и на территории которого установлен один из пяти петропавловских памятников Ульянову (Ленину), финансировало то, против чего тот непримиримо сражался.
Несмотря на столь щедрые пожертвования крупного бизнеса, руководство Петропавловской и Камчатской епархии все 17 лет, что строился соборный комплекс, постоянно жаловалось на денежный дефицит. Возможно, именно он заставил церковное руководство постоянно экономить на рабочей силе. Возводить собор начинали китайские строители. Теперь на других объектах, расположенных вокруг храма, работают гости полуострова из Узбекистана и Таджикистана. И те и другие известны тем, что просят за свой труд минимальную оплату.
Безусловно, появление в краевом центре не просто кафедрального собора, но целого комплекса – событие для камчатцев как минимум не рядовое. Неслучайно во время важнейших этапов строительства, как, например, установка позолоченных куполов или освящение объектов, наблюдать за ними собирались сотни горожан. Хотя возведение собора постоянно сталкивалось с непредвиденными проблемами.
Так, в частности, было 22 мая 2007 года, когда началась установка купольных крестов на еще строившийся собор Святой Живоначальной Троицы. За несколько дней до назначенной даты прихожане совместными усилиями очистили территорию от строительного мусора, чтобы его не разметало воздушным потоком от вертолетного винта. Ведь тогда работами в присутствии нескольких тысяч жителей камчатской столицы руководил выдающийся пилот-вертолетчик, начальник управления авиации ФСБ РФ генерал-лейтенант Николай Гаврилов.
Однако два первых вылета Ка-26 с внешней подвеской так ничего и не дали. Около двух часов висела в тот ветреный день машина над храмом, но экипаж никак не мог попасть основанием креста в узкое отверстие купола. Вдобавок оба раза срывалась оттяжка, с помощью которой крест пытались завести в отверстие изнутри. После этого на смену Ка-26 пришел более мощный Ми-8, в кабину которого сел сам генерал Гаврилов, но и этот признанный мастер в первый день оказался бессилен.
«Такая операция должна выполняться с точностью до десятка миллиметров, – сказал после посадки опытный пилот журналистам. – Это были сложные полеты. Мы свою задачу еще не выполнили и будем думать, как гарантированно поставить крест на храм». На следующий день в районе собора было перекрыто транспортное движение, пешеходам рекомендовали покинуть зону в радиусе двух километров. В результате, уже без торжествующих зрителей, крест на главный купол летчики смогли установить лишь с помощью пограничного транспортного вертолета Ми-26.
Установка православного креста на купол часовни в честь святых Петра и Февронии Муромских в июне 2015 года также стала настоящим праздником для верующих, но не обошлась без сложностей. Как сообщала тогда пресс-служба Петропавловской и Камчатской епархии, перед началом работ епископ Артемий отслужил торжественный молебен, в ходе которого крест освятили. Но у подрядчиков, выполняющих строительные заказы епархии, водружение купольных крестов, похоже, вызывало непроходящую головную боль.
Бригада узбекских рабочих, некоторые из которых, вероятно, даже не поняли значения состоявшейся церковной церемонии, работала на строительных лесах, в то время как подъемный кран поднимал крест к вершине часовни. Трудно сказать, что помешало точно выполнить поставленную задачу, но крест устанавливали в течение двух дней. Было сделано несколько попыток, в ходе которых крест то водружали на купол, то снимали обратно. Только с четвертого раза символ православной веры оказался на своем месте.
Сроки окончательной сдачи соборного комплекса в эксплуатацию постоянно откладывались. Ровно год назад представители епархии были уверены, что завершить отделочные работы на колокольне и установить колокола удастся к ближайшему Рождеству, но в итоге ждать пришлось до следующей осени. Для сравнения, храм Христа Спасителя в Москве воссоздавался в гораздо более короткие сроки, даже если считать организационный период и время на сбор средств для строительства.
Напомним нашим читателям, что инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя была организована в российской столице в апреле 1988 года. Главной движущей идеей стало покаяние перед Русской православной церковью (РПЦ) за разрушение памятника в прошлом. Группа публично распространяла информацию, не допускавшуюся в официальной риторике атеистического СССР.
После празднования летом того же года 1000-летия Крещения Руси политика государства в отношении церкви и религии смягчилась. В сентябре 1989 года инициативная группа переформировалась в православную общину и организовала «народный референдум» за возрождение храма, который поддержали тысячи советских граждан. Первый фонд восстановления храма Христа Спасителя был создан национально-патриотическими силами уже в 1989 году. Однако собранные средства к 1992-му почти полностью обесценились из-за инфляции.
В декабре 1990 года на месте будущей строительной площадки установили гранитный закладной камень, в 1992-м был основан Фонд финансовой поддержки воссоздания храма Христа Спасителя. Планировалось, что фонд не будет использовать бюджетных ассигнований. Но указом тогдашнего Президента РФ Бориса Ельцина для организаций, жертвующих деньги и участвующих в восстановлении, были установлены налоговые льготы. С 1994 по 2002 год пожертвования поступили от сотен тысяч российских граждан, от российских и зарубежных компаний. В частности, для начала строительства использовали 50 миллионов рублей, которые внес Военно-промышленный банк.
Новый храм Христа Спасителя был воссоздан к 1999 году как условная внешняя копия своего исторического предшественника. Сооружение стало двухуровневым, с храмом Спас-Преображения в цокольном этаже. За три года до этого, в августе 1996 года, в день Преображения, патриарх Алексий II совершил освящение нижнего Спасо-Преображенского храма и провел в нем первую литургию. 31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для посещения. В ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая торжественная Рождественская литургия. А 19 августа того же года состоялось великое освящение храма участниками Архиерейского собора РПЦ.
А в нашем кафедральном комплексе сейчас завершаются работы по росписи нижнего храма собора. Участвуют в них не только профессионалы, но и обычные прихожане, отозвавшиеся на призыв епархии помочь в нанесении на стены узоров с помощью трафаретов. В епархиальном духовно-просветительском центре работает школа звонарей. Навыки этого дела может приобрести каждый желающий.
Дмитрий ЧЕРНОВ