Сколько на самом деле стоила реконструкция улиц Вулканной и Чубарова?
В предыдущих номерах «Вести» рассказывали о том, как по вине муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства и ремонта» (УКСиР) в Петропавловске были фактически сорваны реконструкция дома культуры СРВ, а также строительство детского сада на улице Арсеньева и транспортных развязок на Северо-Востоке. В каждом из этих случаев проектная документация была подготовлена безграмотно и непрофессионально, поскольку содержала огромное количество ошибок.
Подрядчики, которые на самом деле просто не могли работать по негодным проектам, были объявлены недобросовестными, а договоры с ними – разорваны. Но, как выясняется, так происходит не всегда. В некоторых случаях, когда речь идет о строительных предприятиях, особо приближенных к руководству УКСиР, ведомство наоборот устраивает «аттракцион неслыханной щедрости».
Так, в частности произошло во время реконструкции и ремонта магистрали общегородского значения улица Вулканная – улица Чубарова от поста ГИБДД до пересечения с проспектом Победы. Там подрядчику – МУП «Спецдорремстрой» – без законных оснований было выплачено свыше 100 миллионов рублей за работы, выполненные по завышенной стоимости, либо не выполненные вовсе.
Пустые остановки и «липовые» саженцы
Муниципальный контракт на реконструкцию разбитой дороги, состояние которой давно вызывало нарекания автомобилистов, был заключен по результатам аукциона в 2013 году. Победу в конкурсе одержало муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Спецдорремстрой». Сумма сделки составила, согласно смете, 313 миллионов 779 тысяч 227 рублей, срок окончания работ по договору – 20 октября 2014 года.
В середине прошлого года, то есть спустя почти два года после того, как объект следовало сдать в эксплуатацию, использование бюджетных средств, выделенных на реализацию проекта, стало предметом ревизии контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа. Ее аудитор Александр Черный констатировал: «МУП «Спецдорремстрой» до момента окончания проверки условий контракта не выполнил. Период просрочки составил 637 дней. Из запланированных к вводу 2371 метра дороги не выполнен ремонт 543 метров».
С подрядчика в таком случае должна быть взыскана неустойка за нарушение сроков договора в размере свыше 73 миллионов рублей, но этого не произошло. Более того, в ходе проверки актов приемки выполненных работ установлено, что их стоимость во многих случаях оказалась явно завышенной.
Вот, например, шесть остановочных павильонов, установленных на Вулканной и благополучно принятых УКСиР по 28 тысяч 177 рублей за каждый. С учетом индекса стоимости (коэффициент, учитывающий изменение цен с момента составления сметы до реального выполнения работ) все павильоны вместе были оценены и оплачены на сумму 1,7 миллиона рублей. Но по данным проектно-сметной документации стоимость каждой остановки составляла всего 8344 рубля. Таким образом, даже с учетом удорожания, все вместе они никак не могли обойтись муниципальной казне больше, чем в полмиллиона.
В результате Спецдорремстрою» только по этой статье расходов в 2015 году было переплачено около 1,2 миллионов рублей. Причем – вы будете смеяться – неизвестно кому и зачем вообще понадобились эти остановочные павильоны. Ни во время строительства, ни в 2016 году пассажирские перевозки по улице Вулканной не осуществлялись.
Похожая история приключилось и с озеленением улицы Чубарова, которое предусматривалось отдельным разделом приложенной к муниципальному контракту сметы. Подрядчик, как указано в договоре, обязался посадить вдоль отремонтированной дороги на Чубарова деревья на 2,3 миллиона рублей. На наш взгляд, за такие деньги там мог появиться густой лес, но этого не случилось. Дорожники вообще проигнорировали данный пункт контракта. Однако, несмотря на это, работы по озеленению были приняты и оплачены в полном объеме.
Чем, кроме как галлюцинациями у заказчиков из УКСиР можно все это объяснить?
Работы со знаком «минус»
Впрочем, никому не нужные остановочные павильоны и «липовые» саженцы на миллионы рублей – всего лишь детские шалости по сравнению с махинациями, совершенными при реконструкции самой улицы Вулканной. Согласно одному из актов приемки выполненных работ, среди них было оплачено «устройство покрытия толщиной четыре сантиметра из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых».
В данном случае и горячие смеси, и покрытие имелись в наличии. Непосвященному в тонкости дорожно-строительного дела даже могло показаться, что все в полном порядке. Возникла лишь одна, мягко говоря, неувязка. Начальник отдела дорожного строительства УКСиР Анатолий Родомакин официально подтвердил, что площадь заасфальтированной дороги составляет 36,9 тысяч квадратных метров. Однако, по данным заключения, выданного инспекцией государственного строительного надзора Камчатского края, на Вулканной площадь покрытия дороги составила только 32,2 тысячи квадратных метров. Даже если добавить сюда 4,5 тысячи квадратных метров асфальта на тротуарах, цифры все равно не сходятся.
Выходит, что руководство УКСиР необоснованно заплатило подрядчику почти 130 тысяч рублей за 204 квадратных метра несуществующего асфальта. Скорее всего, речь здесь может идти об излюбленной практике дорожников, когда проезжая часть делается на несколько сантиметров более узкой, чем предусмотрено проектом. Невооруженным глазом заметить несоответствие невозможно, зато сантиметры складываются в сотни метров, а лишние рубли – в сотни тысяч и миллионы.
Казалось бы, что такое выброшенные из бюджета на ветер 130 тысяч при стоимости контракта в 313,7 миллиона рублей? На первый взгляд – так, крохи. Но дело в том, что при несоответствии площади реально уложенного асфальта той, что указана в проекте, заказчик вообще не имел права оплачивать реконструкцию. В соответствии с пунктом 2.4 муниципального контракта между УКСиР и «Спецдорремстроем», деньги должны перечисляться подрядчику в течение 30 банковских дней исключительно при условии, что работа «выполнена надлежащим образом».
Но и это еще не все. В августе 2015 года «Спецдорремстрой» получил из УКСиР документы, официально подтверждающие выполнение за два года работ на 187,5 миллионов рублей и соответствующую сумму на свой расчетный счет. А еще через два месяца в адрес заказчика отправился так называемый корректировочный акт на уже принятые и оплаченные сполна работы. Сумма корректировки составила ни много, ни мало 103,3 миллиона рублей, то есть больше половины от общего объема финансирования.
Другими словами, такой на редкость «добросовестный» подрядчик, как «Спецдорремстрой» сначала, полагаем, составил фиктивный акт приемки работ, которых фактически не было и в помине. Затем получил за них деньги, а после этого просто «снял» большую часть якобы сделанного. Мол, извините, нечаянно обмишурились в подсчетах. Перечисленные из бюджета излишки, понятно, возвращать в казну никто не стал.
Возникает вопрос, куда смотрели руководивший в то время управлением капстроительства Александр Иванов и начальник отдела дорожного строительства УКСиР Анатолий Родомакин, когда принимали то, чего не существует в природе? Так или иначе, подписав корректировочную ведомость со знаком «минус», представители как «Спецдорремстроя», так и УКСиР констатировали и подтвердили, что ранее принятые заказчиком работы подрядчиком фактически не выполнялись и оплачивались без законных на то оснований. Что это, если не приговор?
Из всего этого следует, что руководство УКСиР, скорее всего, не могло не знать о завышении стоимости реконструкции магистрали и выявленных при этом недостатках. Представители управления капстроительства как заказчика лично участвовали в осмотре отремонтированной кое-как автотрассы, согласились со всеми недоделками и подписали соответствующие документы с отрицательными показателями.
Как «Спецдорремстрой» мог бы получить из бюджета столь значительную сумму, если бы господа Иванов и Родомакин не подписали подложные документы? На наш взгляд, если подрядчику перечисляются деньги за заведомо не выполненные работы, делается это, как правило, не бесплатно.
Наши читатели могут подумать, что 103,3 миллиона рублей с улиц Вулканной и Чубарова были попросту украдены. Но за мысли читателей редакция ответственности не несет.
Где деньги, господин Байрамов?
Пропажа из бюджета более ста миллионов рублей – не единственное нарушение, выявленное аудитором городской контрольно-счетной палаты на многострадальной дороге. Добавим сюда подготовку почвы для устройства газона: Реально плодородная почва была внесена на 12,3 тысячах квадратных метров, но оплатил УКСиР на 1,3 тысячи квадратных метров больше. Такие работы, как например «установка закладных деталей весом более 20 килограммов» вовсе не производились, причем, никаких изменений в связи с этим внесено не было. Это значит, что в данном случае управление капстроительства платило подрядчику ни за что.
Чтобы перечислить из бюджета в любом направлении хоть копейку, нужны подтверждающие документы. В скандальной истории с дорогой на восьмом километре таких документов было много, но все они, по нашему оценочному суждению, носили явные признаки служебного подлога. То есть, как трактует это понятие статья 292 Уголовного кодекса РФ, «внесения должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим в официальные документы заведомо ложных сведений». За это полагается крупный денежный штраф или лишение свободы на срок до двух лет.
Всего в нарушение статьи 52 Градостроительного кодекса РФ за два года реконструкции и ремонта улиц Вулканной и Чубарова МУП «Спецдорремстрой», с учетом повышения цен, не выполнил предусмотренных проектом и сметой работ почти на 170 миллионов рублей. Вопрос «где деньги?» тогдашнему руководителю УКСиР Александру Иванову и экс-директору МУП «Спецдорремстрой» Гусейну Байрамову, очевидно, зададут в петропавловской прокуратуре и в отделе экономической безопасности и противодействия коррупции городского УМВД. Во всяком случае, именно туда направлены материалы проверки контрольно-счетной палаты.
Остается добавить, что «Спецдорремстрой», который так лихо обращается с муниципальным контрактом и ловко оперирует не заработанными по факту бюджетными деньгами, в управлении капстроительства, видимо, считается едва ли не эталоном добросовестного подрядчика. Несмотря на многочисленные нарушения и явный обман, договор с предприятием никто не расторгал и по телевидению с гневными речами в его адрес не выступал. Более того, по одной из версий, «Спецдорремстрой» господин Иванов пытался навязать победителю аукциона в качестве субподрядчика при возведении двух транспортных развязок и дороги на Северо-Востоке.
Между тем, у Гусейна Байрамова недавно возникли еще и другие проблемы. В его отношении 19 мая нынешнего года было возбуждено уголовное дело по третьей части статьи 160 Уголовного кодекса РФ «Присвоение или растрата с использованием своего служебного положения». Ему грозит полумиллионный штраф или может быть даже лишение свободы на срок до шести лет.
По версии следствия, господин Байрамов, ворочая десятками миллионов рублей, не стеснялся таскать и по мелочи. Поводом для уголовного преследования стали 183 тысячи рублей, которые бывший директор «Спецдорремстроя» выплатил сам себе за фиктивный выход на работу в выходные и праздничные дни. Видимо, должностного оклада в 35 тысяч рублей с 50-процентной премией и 30-процентной надбавкой за сложность и напряженность ему оказалось недостаточно.
Или он изначально, трудоустраиваясь в МУП «Спецдорремстрой», не собирался жить на зарплату? Как, впрочем, уксирные господа Иванов и Родомакин.
Дмитрий ЧЕРНОВ