Главное следственное управление ГУ МВД РФ по Москве возбудило уголовное дело о хищении 4,5 млрд. рублей у Внешэкономбанка.
Его главным фигурантом является первый зампредседателя ВЭБ Анатолий Балло, который уже обвиняется в крупном мошенничестве.
Как сообщил «Росбалту» источник в правоохранительных органах, ГСУ ГУ МВД РФ по Москве возбудило уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Согласно версии следствия, 18 августа 2008 года Внешэкономбанк заключил договор о предоставлении кредита в размере $ 358 млн. с ООО «Ресад». Учредителями данной структуры являются две офшорные компании – «Нарсам Технолоджис Лимитед» и «Арнстид Менеджмент Лимитед». Выделенные деньги должны были пойти на строительство в Москве газотурбинной электростанции (ГТЭС) «Молжаниновка». Заказчиком по возведению данного объекта выступало ООО «Ресад».
Согласно данным ГСУ, в сентябре 2008 года, через месяц после открытия ВЭБ кредитной линии, 15% акций ООО «Ресад» были приобретены фондом «Евразийский», который также стал единоличным органом управления данной фирмой. Одним из членов совета директоров «Евразийского» являлся зампредседателя ВЭБ Анатолий Балло. Он же, как топ-менеджер банка, принимал решение о выделении «Ресад» крупного займа. В результате из начавших поступать из ВЭБ сумм ООО «Ресад» перечислило в виде вознаграждения «Евразийскому» 313 млн. рублей. Как полагают в ГСУ, эти деньги были выплачены фонду «необоснованно» и похищены.
Также полицейские установили, что строительство ГТЭС «Молжаниновка» планировалось завершить в декабре 2012 года. Однако на сегодняшний день исполнительной документацией подтверждено только порядка 9 % работ, объект ГТЭС «Молжаниновка» до сих пор находится «в начальной стадии». «Фактически там вырыт только гигантский котлован», — отметил источник в правоохранительных органах. При этом ВЭБ уже выделил ООО «Ресад» в общей сложности 4,5 млрд. рублей. Следствие считает, что значительная часть этой суммы могла быть похищена при участии «должностных лиц ООО «Ресад», фонда «Евразийский» и ГК «ВЭБ».
Уголовное дело возбуждено ГСУ ГУ МВД РФ по Москве по материалам Генеральной прокуратуры РФ. Сотрудники надзорного ведомства, которые и выявили все эти факты, пришли к выводу, что «должностные лица госкорпорации (ВЭБ – «Росбалт»), предоставившие кредит, фактически управляют расходованием этих средств с целью их вывода в подконтрольные организации на основании заведомо невыгодных для заемщиков условиях». Также в надзорном ведомстве указывают, что конечными собственниками «Нарсам Технолоджис Лимитед» и «Арнстид Менеджмент Лимитед» являются граждане России, «скрывающие свое прямое участие» в ООО «Ресад». Источник в правоохранительных органах отметил, что дело пока возбуждено по факту мошенничества. Однако Анатолий Балло в ближайшее время будет допрошен в рамках данного расследования.
Напомним, что Балло сейчас является обвиняемым по другому уголовному делу, находящемуся в производстве ГСУ. По версии следствия, в апреле 2008 года «Евразийский» попросил ВЭБ выделить кредит в размере $ 75 млн. на покупку «Югводоканала», обеспечивающего водой 80 % Большого Сочи. Одновременно «Евразийский» через подконтрольную офшорную фирму «Лоана инвестментс Лимитед» (Кипр) приобрел «Югводоканал» у другой офшорной структуры всего за $61 млн. Вскоре Анатолий Балло (как представитель ВЭБ) одобрил выделение «Евразийскому» $75 млн. на сделку по «Югводоканалу», и так уже находившемуся под контролем инвестфонда. Чтобы прикрыть аферу, «Евразийский» формально расторг договор купли-продажи с фирмой «Лоана», она вернула инвестфонду $61 млн. (на самом деле, как считает следствие, «Югводоканал» остался под контролем «Евразийского»). Взамен был заключен новый договор купли-продажи с офшорной фирмой «Амодо Акциен Гинзельшафт» (Лихтенштейн), которой и поступили $ 75 млн., выделенные ВЭБ. Как считают в ГСУ, реальная цена сделки составила $61 млн., а остальные $14 млн. были похищены.
В начале марта 2012 в Москве были задержаны основные фигуранты расследования – совладелец «Евразийского» Станислав Светлицкий, бывший гендиректор инвестфонда Александр Лагутин и Анатолий Балло. Позже всем им избрали меры пресечения, не связанные с лишением свободы. Светлицкому, Лагутину и Балло были предъявлены обвинения в мошенничестве.