Тройственный союз – МВД, Минздрав и Минтруда – «ломает» голову, под чье крыло отдать вытрезвители с «пьяным контингентом»
В октябре 2011 года в стране был положен конец 70-летней советской практике принудительного лечения. Все медицинские вытрезвители закрылись. МВД под шумок, в рамках теперь уже провалившейся реформы, сразу избавилось от лишних функций, возложив заботу о пьющих гражданах на Минздрав.
К теме обслуживания не в меру загулявшего люда вернулась министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская, которая выступила с предложением о возрождении вытрезвителей, но… в системе МВД, а не Минздрава. «Этим как раньше занимались, так и должны заниматься органы внутренних дел. Хотя, конечно же, им этого не хочется делать. И получается, наркоманы, алкоголики, бомжи и тунеядцы остались на попечении медиков. Нам сумасшедших достаточно. Это неправильно. После закрытия медвытрезвителей пьяницы, по сути, оказались безнадзорными: теперь они либо замерзают на улицах, либо доводят до белого каления пациентов и персонал больниц», – заявила Быковская.
Несомненно, такая служба должна быть. И она должна быть независимой от системы здравоохранения. Но кто взвалит на себя заботу о наших выпивохах? Пока ни МВД, ни Минздрав, ни Минтруда этим заниматься не хотят.
Раньше система вытрезвителей входила в структуру МВД. Сегодня их доставляют в больницы, где 80 % медперсонала – женщины. Чаще всего пьяницы находятся в состоянии алкогольного психоза, а это буквально парализует работу больницы. Надеть наручники на дебошира нельзя, значит, надо предоставлять отдельную палату, иначе в таком буйном состоянии алкоголик может представлять угрозу и для больных. И потом за отрезвление граждане, в общем-то, должны платить. А если они доставлены в больницу на «Скорой помощи», то эта процедура им обходится бесплатно.
«Была, конечно, допущена ошибка, – признает врач психиатр-нарколог отделения ФГУ «Московский НИИ психиатрии» Олег Новиков. – Потому что при нашей алкоголизации населения медицинские вытрезвители необходимы. Они обязательно должны существовать, только, наверное, в другом виде. Не так, как это практиковалось раньше, когда помощь оказывали самую примитивную. А сколько было злоупотреблений, травм, смертей…
Не думаю, что стоит возвращать вытрезвители в ведение полиции. Необходимо сделать конкурентную зарплату для санитаров, фельдшеров, врачей, чтобы им было выгодно там работать. Пусть конкурс будет, чтобы туда попасть…».
Помощник министра здравоохранения РФ, руководитель отделения ФГУ «Московский НИИ психиатрии» Татьяна Клименко уверена, что алкоголики – это не профиль силовиков: «Министерство внутренних дел занимается правонарушителями, но не все пьяные на улице таковыми являются. А если они ими не являются, то, на каком основании их надо доставлять в структуру органов внутренних дел? Но с другой стороны: если не все пьющие являются правонарушителями, то куда их девать и что с ними делать, когда они находятся на улице»?
Среди множества предложений прозвучало и такое: создание социальных приютов для пьяных, но… в системе Министерства социальной защиты. Странная позиция. Заботиться о тех, кто не умеет пить и держать себя в рамках, будут призваны специалисты, кто по долгу службы нынче заботится о сирых и убогих. Рядом с людьми, кто действительно нуждается в помощи и социальной реабилитации, могут появиться и те, кто перебрал лишку и не смог дойти до дому.
Пока наши профессионалы изобретают велосипед, во многих странах уже есть наработанный опыт заботы о пьяных гражданах.
В Канаде, к примеру, действует служба «Красный нос», которая доставляет выпивших людей до места их проживания, взимая при этом плату. Если же клиент находится в стадии глубокого опьянения и нуждается в медицинской помощи, то его доставляют в больницу.
В Швеции, где полицейские имеют право задерживать только тех, кто не может контролировать себя или представляют общественную опасность, доставляют в службу, которая работает на платной основе. Перебрал, попал – заплати.
В США пьяных, нарушающих общественный порядок, полиция отправляет в центры детоксикации или доставляет в полицейский участок.
В Великобритании любого человека, обнаруженного в бессознательном состоянии, в том числе и в состоянии алкогольного опьянения, полицейские отвозят в больницу.
В Японии тихих пьяниц, которые не могут сами добраться до дома, доставляют в «Центры защиты», где им предоставляют спальное место в отдельном боксе, а потом отпускают домой. Буйно-веселых японцев отправляют в полицейский участок.
В Германии вытрезвителей нет. При этом подвыпившего человека, который не в состоянии держаться на ногах, полицейские отвозят домой. Если он дебоширит, то его доставляют в полицию. В некоторых полицейских участках находится так называемая в народе «вытрезвительная клетка». В ней обязательно есть постель и душ. Человеку предложат чай, дадут лекарство, а на утро провинившемуся придется оплатить штраф.
Великобритания начала интересный эксперимент, цель которого – борьба с злоупотреблением «зеленого змия» населением. Суть эксперимента основана на… эффекте похмельного синдрома. Люди, страдающие похмельем, как правило, пребывают в подавленном состоянии и чувствительны к негативной информации о себе, любимых. Таким людям предлагают посмотреть видео о пребывании в больнице, где врачи при помощи медикаментов пытаются придать им нормальное состояние. В одной из больниц небольшого городка Кардиф, куда доставляются выпивохи со всего города, ведется видеорегистрация «приключений» пьяниц в процессе их отрезвления. Утром, пока незадачливый алкоголик мучается похмельным синдромом, ему демонстрируют его же поведение на большом экране. Авторы методики рассказывают, что большая часть пациентов ошеломлены и шокированы увиденным на экране. На эту акцию из муниципальной казны выделено порядка 85 000 фунтов стерлингов, а контролируют проект ученые местного университета.
Нелли БЕРЕЗИНА.
СПРАВКА «В»
По оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Россия входит в пятерку государств с самым пьющим населением. При этом многие россияне предпочитают крепкий алкоголь и, соответственно, пьют с большим риском для жизни и здоровья, чем любители вина и пива в других странах. При этом подвыпившим россиянам часто оказывается менее эффективная помощь, чем гражданам в других странах. По данным социологов, 3 % россиян страдают алкогольной зависимостью в тяжелой форме и 25 % – в легкой.