Куда нести дрова?

20221120_154520_web

Недавно стало известно, что городская администрация в лице МКУ «Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа» рассматривает вопрос о перемещении объекта культурного наследия (ОКН) регионального значения «Дом купца Подпругина» (улица Красинцев, 4) на иное место – через дорогу напротив другого ОКН «Дом казначейства с квартирами для служащих» (улица Красинцев, 11).

С 1998 года в доме на улице Красинцев, 4 (объекте культурного наследия) уже никто не проживал. По внешнему виду уже тогда он напоминал полуразрушенный деревянный сарай с заколоченными дверьми и окнами. В 2000 году памятник архитектуры пережил первый пожар, тогда выгорело три помещения на первом этаже. Через девять лет случился второй пожар, во время которого почти полностью выгорел правый угол двухэтажного деревянного строения. С тех пор дом превратился в бельмо на глазу у гостей и жителей города.

2017 год стал поворотным для дома купца Подпругина, его затянули красивыми баннерами, чтобы не раздражать внешним видом взоры горожан и гостей Камчатского края.

Еще через два года при активном участии нашей газеты была составлена проектно-сметная документация для реставрации этого ОКН. Однако выяснилось, что на учете в Росреестре культурный объект зарегистрирован, имея иную площадь (с пристройкой), которая в состав дома, построенного в 1909–1912 годах, не входила. К тому же сам дом купца Подпругина в 1990 году был включен в Реестр объектов культурного наследия СССР без надлежащего обоснования.

Хотя уже тогда рядом (на расстоянии одного метра) с вышеупомянутым деревянным двухэтажным сооружением была проложена воздушная тепловая магистраль первого контура, по которой пароводяная смесь подавалась на обогрев корпусов судоремонтного завода. Трубы, по которым шло живительное тепло, были проложены в 1977–1978 годах.

Соседство с опасной инфраструктурной коммуникацией, в корне менявшей первозданный ландшафт вокруг дома купца Подпругина, создавало еще угрозу для существования самого архитектурного сооружения. Поэтому согласно существующему закону этот несчастный дом нельзя было признавать объектом культурного наследия. Но тогда представители исполнительной власти Камчатской области с подачи доморощенных краеведов приняли иное решение и придали неказистому двухэтажному деревянному дому, расположенному на улице Красинцев, 4, статус объекта культурного наследия. С того момента началось, без преувеличения, его мученическое существование, которое продолжается до сих пор.

Здравый смысл подсказывал, что никакого культурного кода и историко-архитектурной ценности это деревянное сооружение не несет, поэтому было бы правильнее исключить его из Реестра объектов культурного наследия РФ – как поставленное на учет с нарушением закона, т. е. без надлежащего историко-культурного обоснования.

Но администрация ПКГО пошла своим путем, решив перенести полуразрушенный многострадальный ОКН почти на полкилометра в сторону северо-востока. Беда в том, что переносить, по большому счету, уже нечего, поэтому драгоценный дом нужно строить заново. Только участок земли, выбранный для перемещения изрядно сгоревших и сгнивших бревен с досками, принадлежит ФГУП «Почта России». Упомянутая федеральная структура свою землю под застройку не отдает и, похоже, отдавать не собирается.

В терпком камчатском воздухе опять повисли два извечных русских вопроса: «Что делать?» и «Кто виноват?».

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ 


 img_0465_web