С 1 июня вступит в силу закон об изменениях в туристской деятельности
Совсем скоро на Камчатке начнется летний сезон, и на вулканах появятся многочисленные группы граждан, желающих насладиться красотами уникальной местной природы. Между тем в регионе, где развитие массового туризма объявлено приоритетным направлением, сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, не проходит и недели, чтобы нам не сообщили, как местные власти стремятся обеспечить безопасность туристов. С другой, гости и жители полуострова продолжают калечиться и гибнуть в походах.
Последний смертельный поход случился не далее как 18 марта, причем в нём погибли будущие инструкторы-проводники, обучавшиеся на местных платных курсах. «Вести» подробно рассказывали об этом в публикации «Точка невозврата» в прошлом номере. Здесь напомним, что студенты погибли в снежной лавине во время учебного похода, куда их повел руководитель группы. Сейчас он является обвиняемым по уголовной статье и находится под стражей. Случившееся, на взгляд редакции, дает ясное представление об обеспечении безопасности на местных туристических маршрутах. Тут всё просто, как в гадании на ромашке: повезет – не повезет. Везет не всем.
Наша газета, посвятившая немало публикаций дикому камчатскому туризму, не раз говорила и доказывала, что начинать заботиться о безопасности туристов следует с составления единого реестра квалифицированных инструкторов-проводников. Чтобы каждый гражданин, купивший туристическую путевку, мог свободно заглянуть в этот реестр и увидеть, вправе ли гид сопровождать его на маршруте. А получить соответствующую квалификацию гиду не так-то просто. Для этого ему надо сначала принять участие в походе, по его результатам получить справку с зачетом от маршрутно-квалификационной комиссии, пройти стажировку, сдать квалификационный экзамен и получить соответствующее удостоверение. Только такой человек, по убеждению «Вестей», может сопровождать туристов на маршруте.
Однако то, что было очевидно для редакции, почему-то не было очевидным для представителей туристической отрасли на Камчатке. По крайней мере, никто из опрошенных нами специалистов не смог в свое время пояснить, сколько квалифицированных инструкторов-проводников работает на Камчатке и как на полуострове ведется их учет. Вопросы, что называется, повисли в воздухе. Подробно об этом можно прочесть в публикации «Особенности дикого камчатского туризма» («В» от 02.09.2020 года). Здесь же вкратце напомним, что внятно ответить на эти два простых вопроса не смогли ни представитель Агентства по туризму и внешним связям Камчатского края, ни руководитель Федерации спортивного туризма и спортивного ориентирования Камчатского края Николай Краев, ни президент камчатского клуба туристов имени Глеба Травина Константин Лангбурд, хотя именно его клуб занимался подготовкой инструкторов-проводников. Напомним, что упомянутый выше смертельный поход как раз и был организован этим клубом.
По удивительному совпадению на следующий день после схода лавины на студентов, 19 марта, Государственная дума приняла закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ 23 марта. Закон № 63-ФЗ вступит в силу с 1 июня текущего года. Согласно документу, с этого дня будет введен новый порядок аттестации инструкторов-проводников. Основные требования следующие: в стране будет единый федеральный реестр инструкторов-проводников, куда войдут аттестованные специалисты. Только гиды из реестра будут вправе сопровождать туристов на маршрутах, требующих специального сопровождения инструкторами-проводниками. Аттестацию инструкторов уполномочены проводить организации из перечня, утвержденного Правительством РФ по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти (к этому требованию мы вернемся чуть позже). Инструкторы-проводники обязаны оповещать органы МЧС о выходе группы на маршрут (ранее такое правило носило рекомендательный характер). И, наконец, организации, уполномоченные проводить аттестацию, должны внести сведения об уже аттестованных ими инструкторах-проводниках, имеющих удостоверения, в единый федеральный реестр не позднее 1 июля 2024 года. Эти же организации обеспечивают включение в реестр сведений «о физических лицах, которые имеют подтвержденный туроператорами в сфере внутреннего тризма опыт работы не менее двух лет и необходимую подготовку для оказания услуг в качестве проводника-инструктора» (цитата из Федерального закона № 63 от 23 марта 2024 года). Кандидаты для включения в реестр, помимо этого, должны иметь документы об отсутствии судимости и справки, что они не состоят на учете в психонаркологическом диспансере.
Внесению в реестр подлежат сведения об инструкторах-проводниках по следующим специализациям: маршрут пешеходный, лыжный, горный, водный и спелеологический.
Кто же будет вправе аттестовать инструкторов-проводников? Согласно закону, в перечень таких организаций в первую очередь могут быть включены «общероссийские спортивные федерации, аккредитованные в соответствии с законодательством РФ о физической культуре и спорте». Также в список могут войти «иные организации, осуществляющие деятельность по подготовке специалистов в сфере туризма для осуществления ими трудовой деятельности по сопровождению туристов и обеспечению их безопасности при прохождении маршрутов соответствующих видов и категорий сложности».
Наберемся терпения и прочтем обязанности организаций, уполномоченных на проведение аттестации. Итак, они «формируют аттестационные комиссии, в состав которых в том числе включаются представители федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, или территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти; утверждают по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правила подготовки инструкторов-проводников, правила расчета необходимого количества инструкторов-проводников с учетом количества туристов (экскурсантов) в группе, вида и категории сложности туристского маршрута, требующего специального сопровождения, а также методику проведения экзамена и перечень вопросов для проведения экзамена, применяемые в ходе аттестации инструкторов-проводников; взимают плату за проведение аттестации инструктора-проводника, плановое подтверждение соответствия инструктора-проводника требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и критериям аттестации, установленным Правительством Российской Федерации, в размерах, определяемых в соответствии с методикой и предельными размерами платы, предусмотренными частью пятой статьи 45 настоящего Федерального закона; осуществляют мониторинг деятельности инструкторов-проводников в части их соответствия требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и критериям аттестации, установленным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; направляют ежеквартально в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет о результатах деятельности по аттестации инструкторов-проводников, форма отчета, включая перечень документов и сведений, которые прилагаются к отчету, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; вправе привлекать для проведения аттестации региональные спортивные федерации, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации о физической культуре и спорте, по виду спорта, занятие которым позволяет осуществлять безопасное прохождение маршрутов, соответствующих видам и категориям сложности туристских маршрутов, требующих специального сопровождения, и иные организации, осуществляющие деятельность по подготовке специалистов в сфере туризма для осуществления ими трудовой деятельности по сопровождению туристов и обеспечению их безопасности при прохождении туристских маршрутов соответствующих видов и категорий сложности на территориях субъектов Российской Федерации».
Другими словами, за оставшиеся до вступления закона в силу два неполных месяца в нашем регионе надо создать аттестационные комиссии, рассчитать, сколько гидов требуется Камчатке, придумать, как именно их экзаменовать и о чём спрашивать, определить размер платы за аттестацию и выполнить еще массу кропотливой работы с составлением отчетности. Поскольку сроки поджимают, если не сказать больше, мы заглянули на сайт Министерства туризма Камчатского края, чтобы узнать, что же делается в этом направлении. В телеграм-канале ведомства сообщается, что «в марте к министру туризма Камчатского края Владимиру Русанову обратился представитель Федерации спортивного туризма и спортивного ориентирования Камчатского края Николай Краев. Николай рассказал, что в планах Федерации составить предварительный реестр инструкторов-проводников Камчатского края, опыт которых они могут подтвердить. Представитель Федерации поинтересовался возможностью размещения предварительного списка инструкторов-проводников на сайте Министерства туризма Камчатского края». Отмечается, что министр инициативу поддержал.
По данным того же министерства туризма, в прошлом году на Камчатке побывали 367 582 туриста. В 2022-м – почти 340 тысяч. С начала этого года у нас, по информации ГУ МЧС по Камчатскому краю, зарегистрировали свои маршруты 237 туристических групп. В их составах путешествовали 2 438 человек. В свое время Константин Лангбурд, инструктор-проводник международного класса, объяснял «Вестям», что один гид вправе сопровождать группу в походе, если там не более 12 человек. Если больше, то гидов должно быть два. Понятно, что каждая группа ходит в разные по продолжительности походы: кто-то укладывается за день, кому-то и недели мало. Но даже при самом приблизительном подсчете полуострову к лету понадобится не одна сотня квалифицированных инструкторов-проводников. В реестре Федерации спортивного туризма, опубликованном на сайте организации, камчатских инструкторов-проводников мы насчитали не более тридцати. Да и то один человек нередко выступает там в разных ипостасях: например, в качестве старшего инструктора пешеходного и водного туризма. Спрашивается, где возьмут недостающие кадры? Из списков туроператоров? Или будут аттестовывать гидов в срочном порядке, пока закон еще не вступил в силу?
Много вопросов и к контролю над деятельностью проводников-инструкторов. Согласно закону, контролем (надзором) будут заниматься региональные органы власти, за исключением случаев, когда маршруты, по которым передвигаются такие проводники, проходят по особо охраняемым природным территориям. В последнем случае контролировать проводников будут те учреждения, которые сейчас следят за использованием природных территорий по назначению. К слову, в Минэкономразвития РФ наконец-то озвучили общеизвестный факт, что «в настоящее время система контроля за деятельностью инструкторов-проводников отсутствует».
Вызывает большие сомнения, что ответственные за контроль отчетливо представляют себе, как они будут надзирать за деятельностью гидов. По новому закону они должны следить, чтобы организации, ИП и физические лица, предоставляющие услуги гидов, соблюдали требования «в части наличия соответствующей аттестации». Если нарушения есть, то они вправе выдавать предписания об их устранении. Но как региональным органам власти отыскать нарушителей на огромных просторах Камчатки? Они отправят на каждый маршрут проверяющих из местного министерства туризма? Или создадут специальный контролирующий орган? И как именно они будут отслеживать группы? Может быть, с воздуха? Или начнут гоняться за ними по горным тропам?
Не менее интересно, как решат эту задачу в природных парках, где проходит большинство популярных камчатских маршрутов. Пока о тех, кто гуляет там в обход правил, мы узнаем только тогда, когда происходит несчастье и правоохранительные органы начинают расследование. Так, к примеру, произошло в 2022 году во время печально известного похода на закрытую для посещений Ключевскую сопку. Вспомним, при попытке её покорения погибли девять человек. Если бы этого не случилось, никто бы не знал, что некая новосибирская турфирма водит своих клиентов туда, куда ходить запретили. Что изменится теперь? В штат парка возьмут новых сотрудников-контролеров?
Пока вопросов больше, чем ответов. Ясно одно: на Камчатке еще только делают первый шаг, чтобы соответствовать новым правилам. Квалифицированных инструкторов-проводников на всех туристов, по версии газеты, не хватит. Систему контроля за деятельностью туроператоров на местных маршрутах еще только предстоит создать. Зная расторопность местных управленцев, можно смело предполагать, что обеспечение безопасности туристов останется на том же уровне, что и прежде. К тому же придется приспосабливаться к новым требованиям закона в самый разгар сезона. А это значит, что предстоящее лето для туризма Камчатки будет еще более сложным, чем предыдущие. Так бывает всегда, когда сначала зазывают к себе гостей, а потом начинают думать, как же их теперь потчевать. Это еще называется впрягать телегу впереди лошади.
Наталья МАКСИМИШИНА