Словно сделали подарок Франку-Кроноцкому
В прошлую среду снова пришло известие о том, что против очередного сотрудника Южно-Камчатского заказника имени Тихона Игоревича Шпиленка, который находится в ведении Кроноцкого заповедника, возбуждено очередное уголовное дело.
На этот раз обвинение предъявлено заместителю директора заповедника по финансам и экономике Оксане Тереховой.
В качестве меры пресечения ей выбрали домашний арест. Тремя неделями раньше под домашний арест отправилась коллега Оксаны Тереховой, руководитель научного отдела заповедника Дарья Паничева.
Обеим женщинам предъявлено обвинение по части 4 ст. 160 УК РФ (пособничество в присвоении и растрате).
Сотрудницам Кроноцкого заповедника не повезло, они являлись членами комиссии по приему работ от ООО «Экология» – исполнителя работ по очистке территории заповедника от строительного и иного мусора, а также нефтепродуктов, для чего из федерального бюджета было выделено около 500 миллионов рублей. (Газета «Вести» подробно рассказывала об этом в предыдущих номерах.)
Объем работ по очистке природоохранной территории был многократно завышен, что и послужило основанием для возбуждения уголовного дела.
Два управленца из «очистной» компании находятся в хабаровском СИЗО, третий – в бегах, объявлен в федеральный розыск.
Практически вместе с ними «заехал на хату» председатель приемной комиссии Кроноцкого заповедника, заместитель директора по безопасности вышеназванного заповедника, бывший полковник ФСБ Александр Ильин.
После того как он начал сотрудничать со следствием, начались аресты членов комиссии. Сбылись худшие предположения нашей газеты, что под уголовной статьей в конечном итоге окажется вся комиссия, в том числе нынешний заместитель директора по общим вопросам Николай Поздняков.
По злой иронии судьбы проведенная очистка заповедника сначала была преподнесена как достижение в природоохранной деятельности полуострова Камчатка. Затем блеск мероприятия померк под сгустившимися тучами уголовных дел.
Вместе с криминальными историями в заповедник пришла другая беда.
На Кроноцкое озеро положил глаз влиятельный московский мини-олигарх Глеб Франк-младший. За что и получил к своей фамилии приставку «Кроноцкий». Он владеет ООО «Русская рыбопромышленная компания» и является зятьком московского олигарха Геннадия Тимченко.
Франк-Кроноцкий решил построить обводной канал на реке Кроноцкой для прохода дикого стада нерки в одноименное озеро, а затем осуществлять вылов очень дорогой рыбы и получать сверхприбыли от ее продажи. В настоящее время морская нерка не может с моря заходить в озеро из-за речных порогов с большим перепадом высот. Осуществись «нерочная» мечта Франко-Кроноцкого – заповеднику придет конец.
Так что господина Франка и компанию на пушечный выстрел нельзя подпускать к Кроноцкому заповеднику.
Вьется тема Южно-Камчатского заказника как едкий дым неприятных недомолвок. Работникам заповедника известно, что все документы по приему и оплате работ по очистке Южно-Камчатского заказника заверил и подписал его бывший директор, ныне покойный (скончался от рака в возрасте 36 лет) Тихон Игоревич Шпиленок, а также организовал прием уже выполненных работ. Останься Тихон Шпиленок в живых, скорее всего, он тоже сидел бы на нарах в хабаровском СИЗО вместе со своим заместителем по безопасности Александром Ильиным. Сотрудники администрации заказника пока не валят все на покойного по моральным соображениям. (Надолго ли их хватит?) Сегодня почти вся управленческая команда Тихона Шпиленка оказалась под уголовным преследованием, во многом благодаря непродуманным действиям своего руководителя (о мертвых либо хорошо, либо правду). Ситуация сложилась, мягко говоря, неприятная. Под нож идут исполнители.
С другой стороны, он очень многое сделал для развития заповедника и заслужил хорошую память о себе. Его заслуги отметил даже полномочный представитель Президента РФ в ДФО, заместитель председателя Правительства РФ Юрий Трутнев: «Благодаря Тихону, его таланту руководителя, сегодня заказник – образец гармоничного сосуществования природы и человека, где познавательный туризм работает во благо сохранения природного наследия.
Имя Тихона увековечено в названии заповедной территории, в которую он вложил столько сил. Наш с вами долг – продолжить развивать познавательный туризм на юге Камчатки, чтобы как можно больше людей прониклось идеей сохранения дикой природы и, может быть, создать здесь первый в Камчатском крае национальный парк».
Помимо репутационного ущерба, заповедник понесет в ближайшее время ощутимые кадровые потери. Что само по себе расчищает путь таким вот франкам – «после нас, хоть потоп».
Вероятно, настало время вмешаться в процесс, сложившийся вокруг Кроноцкого заповедника, заместителю председателя Правительства РФ – полномочному представителю Президента в Дальневосточном федеральном округе РФ Юрию Трутневу. Наверное, пора исполнить «наш с вами долг» (по Трутневу) в отношении Южно-Камчатского заказника и умерить аппетит Франка-младшего?
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ