КАНАЛИЗАЦИЯ ИМЕНИ…

КНС  "Драмтеатр"
КНС «Драмтеатр»

14 ноября на сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края появилось сообщение о постройке новых канализационных насосных станций. Казалось бы, что может быть приземленнее подобной темы? Однако и здесь, как оказалось, возможен пафос и даже некоторый романтический флер.

Ну разве не изумителен следующий текст (цитируем пресс-релиз): «Работа по очистке Авачинской бухты двигается в рамках утвержденного мастер-плана Петропавловска-Камчатского. С этой целью запланировано строительство каскада новых канализационных насосных станций – “Торговый порт”, “Рыбный порт”, “Драмтеатр”, ”Мехзавод”, “Фрунзе”, “Сероглазка”. Одновременно будут реконструированы действующие очистные сооружения “Чавыча”. Реализация мероприятий позволит ликвидировать выпуски неочищенных сточных вод в акваторию Авачинской бухты, что значительно снизит негативную нагрузку на окружающую среду».

Обращает на себя внимание смелый выбор высокопарных названий будущих канализационных объектов. Ведь как возвышенно и вместе с тем лирично звучит, к примеру, «Канализационно-насосная станция “Драмтеатр”»! А КНС «Сероглазка»? Согласитесь, чувствуется в этом что-то романтичное, вдохновляющее и мечтательное. А уж как разыгрывается воображение при словах «Канализационно-насосная станция “Рыбный порт”» или очистные сооружения «Чавыча»! Лучше только название «КНС “Фрунзе”» (Михаил Васильевич Фрунзе был соратником Ленина, советским полководцем и военным теоретиком).

Читаем пресс-релиз далее: «В рамках мастер-плана в этом году выполнен ремонт коллектора и трубопровода по улице Ленинской. В 2026 году завершится строительство КНС “Мехзавод”, а с 2026 года начнется строительство КНС “Сероглазка”. Правительство Камчатского края совместно с учеными ведет комплексный экологический мониторинг состояния Авачинской бухты. Как отмечают ученые, ситуация далека от критической». И следом дается ссылка на слова заведующей Молодежной лабораторией исследования антропогенной динамики экосистем КамГУ имени Витуса Беринга Дарьи Паничевой, которая уверяет: «Источники потенциального загрязнения требуют постоянного контроля, текущие данные мониторинга биоты (совокупность всех живых организмов, объединенных одной областью обитания. – Прим. ред.) не подтверждают пагубного воздействия на экосистему в целом, несмотря на то, что антропогенное загрязнение является неизбежным спутником человеческой деятельности, а судоходство, сброс сточных вод и другие факторы оказывают негативное воздействие на состояние морей и океанов».

А как быть с тем, что вот уже пятнадцать лет действует запрет на купание в Авачинской губе в пределах Петропавловска-Камчатского, и как раз из-за антропогенного загрязнения (то есть загрязнения отходами человеческой деятельности)? Дно внутренней губы Петропавловский ковш, бухт Бабия, Ильичева, Раковая и многих других, по мнению спускавшихся туда водолазов, захламлено ржавым железом, старыми автомобильными шинами, мазутом и прочими отходами, количество которых описанию не поддается.

Шестого ноября этого года доцент кафедры биологии и наук о земле Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга Ольга Исаева сообщила: «На дне Авачинской бухты уже нет никакой жизни. Оттуда поднимали просто голый мазут, черный ил, который плохо размывался. Животных там уже было очень-очень мало». Такой вывод биолог сделала после участия в экспедиции «Тихоокеанский плавучий университет» (организована Институтом Мирового океана ДВФУ совместно с Дальневосточным региональным научно-исследовательским гидрометеорологическим институтом), проводившей исследования акватории.

Странно, что спустя каких-то восемь дней её коллега Дарья Паничева никакого пагубного воздействия антропогенного загрязнения на живность, обитающую в Авачинской бухте, не заметила. Тут одно из двух: либо бухта за неделю очистилась, либо Молодежная лаборатория КамГУ ведет какой-то особенный, только ей ведомый контроль.

Заключительная часть пресс-релиза не менее удивительна, чем остальное его содержание. В ней говорится (цитируем): «Мониторинг, проводимый Камчатским филиалом Тихоокеанского института географии ДВО РАН, также свидетельствует о том, что на глубоководных участках Авачинской бухты наблюдаемые процессы (накопление илов и заморные явления) имеют естественную природу и не связаны с антропогенным загрязнением».

Зная, что бытовые стоки, «впадающие» в акваторию, никуда не делись, морские суда, которые тоже загрязняют воду, остались на месте, а в Авачинской бухте присутствуют циркадные течения (циркулирующие внутри бухты и не выходящие за её пределы), можно только диву даваться, куда же подевалась вся грязь.

Возвращаясь к заявленному строительству ряда КНС с пафосными названиями, будет нелишне упомянуть о знаменитом камчатском канализационном долгострое: КНС № 15. Наша газета посвятила немало публикаций судьбе этого многострадального объекта, расположенного в микрорайоне «Верхний Горизонт» Петропавловска-Камчатского. Освежим в памяти эту почти детективную историю.

Отсчет её начался в мае 2015 года, когда был подписан договор о строительстве КНС № 15. Победителем аукциона тогда стало ООО «КАМЭС-ОВК» (гендиректор – бывший майор полиции Альберт Ерохин), предложившее наименьшую цену в размере почти 190 миллионов рублей. Заказчиком выступило печально известное МКУ «УКСиР», которым в те времена руководил Александр Иванов. Когда стройка началась, Иванов уже оставил свой пост. Документы, свидетельствующие о приемке работ на поставку и монтаж оборудования, подписал его преемник Андрей Романчук (бывший подполковник ФСБ). Он заплатил ООО «КАМЭС-ОВК» причитающиеся за эти работы деньги – почти 40 миллионов рублей. Около 60 процентов работ выполнены не были, необходимое оборудование отсутствовало, а то, что установили, не соответствовало техническому заданию. УКСиР и кураторы стройки из администрации ПКГО материального ущерба не заметили.

Получив деньги сполна за некачественно выполненные работы, Альберт Ерохин в 2017 году в одностороннем порядке расторг договор с УКСиР. Суд признал этот разрыв законным, поскольку при составлении сметы расходов на постройку проектанты допустили ряд грубых просчетов, которые заказчик должен был выявить, но не выявил. В таком случае заключенный договор позволял расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Впоследствии выяснилось, что заказчик проморгал в проектно-сметной документации 14 пунктов недостатков на общую сумму около 15 миллионов рублей.

После публикаций «Вестей» была проведена проверка в отношении якобы установленного на КНС № 15 оборудования на сумму около 40 миллионов рублей. В 2021 году заместитель главы города Юлия Иванова пояснила, что оборудование находится на ответственном хранении у ООО «КАМЭС-ОВК». Никто этого оборудования не видел.

После одностороннего расторжения контракта исполнителем работ заказчик-подписант Романчук ушел в отставку. Никаких нарушений с его стороны правоохранительные органы не выявили. И всё бы на этом закончилось, но тут ненасытный Ерохин захотел еще денег. Он посчитал, что ему недоплатили пять миллионов и обратился с иском в суд. Такая наглость возмутила даже равнодушных кураторов из городской администрации, которые отлично понимали, что 40 миллионов Ерохин получил необоснованно, а по мнению «Вестей», незаконно.

И тогда новый руководитель УКСиР, которым в ту пору был Константин Кириллов, утратив остатки здравого смысла, подал встречный иск на сумму более 66 миллионов рублей. Другими словами, он признал нанесенный исполнителем работ ущерб казне, вину своего предшественника Романчука и собственную бездеятельность в возврате государственных денег.

Последние официальные сведения о судьбе несчастной канализационно-насосной станции № 15 были опубликованы около года назад. На сайте Камчатского краевого правительства сообщали, что «строительная готовность объекта составила 80 процентов». Судя по тому, что больше о КНС № 15 не было «ни слуху, ни духу», её еще не достроили.

И всё потому, что никто не догадался дать ей какое-нибудь подходящее значительное и вместе с тем проникновенное название. Предлагаем назвать КНС № 15 канализационно-строительной станцией «Лаврентий Берия». Это название, на наш взгляд, вполне соответствует вредительской и местами шпионской истории постройки этого до сих пор не открытого объекта.

Соб. инф. 


КНС  № 15
КНС № 15