Наш полуостров за последние три дня тряхнуло более тридцати раз
Рано утром 19 мая Камчатку начало трясти. Эпицентры землетрясений находились в юго-восточной части Авачинского залива на удалении 120-150 км от краевой столицы. Все землетрясения были не цунамиопасными, т.е. магнитудой меньше семи. Похоже, что целый рой сейсмических событий явился полной неожиданностью для наших сейсмологов.
Винить их за это, разумеется, нельзя, так как сделать срочный либо среднесрочный прогноз о землетрясении с приемлемой вероятностью не позволяет современный уровень развития науки. Пока у нас остается в силе долгосрочный прогноз (сделанный почти десять лет назад), согласно которому в ближайшие 50 лет произойдет катастрофическое, разрушительное для Петропавловска-Камчатского, Елизова и Вилючинска землетрясение.
20 мая, на следующий день после первых подземных толчков, собрался на совещание Камчатский филиал российского экспертного совета. Камчатские эксперты сделали вывод, цитирую: «…в период с 20 по 27 мая для южной части Камчатки (включая Авачинский залив) вероятность землетрясения с магнитудой более семи заметно повышена относительно многолетнего среднего уровня. Это может означать, что в случае такого землетрясения его ощущаемость в населенных пунктах будет от двух до четырех баллов».
Очень аккуратную и осторожную формулировку ученых министр специальных программ и по делам казачества Камчатского края Сергей Хабаров изложил в плоскодоступнной форме: «Разрушительное землетрясение на ближайшее время на Камчатке не прогнозируется». Согласитесь, оценка министра отличается от оценки ученых. Наши сейсмологи как раз и говорят о том, что повышена вероятность землетрясения с магнитудой более семи. Т.е. не исключена возможность землетрясения с магнитудой восемь, девять, десять…, т.е. катастрофического. С раннего утра 19 мая до времени сдачи газеты, вечера 22 мая, произошло более тридцати сейсмособытий с магнитудой от 2 до 6. Бытует устойчивое мнение, что мелкие землетрясения разряжают воздействие на земную кору. Дескать энергия недр земли освобождается постепенно, не взрывообразно, без крупных потрясений. Современная наука не подтверждает и не опровергает подобные предположения. Бесспорно продолжительная, вяло текущая сейсмоактивность, всегда лучше редкой, но сильной встряски. В качестве утешения можно вспомнить и русскую пословицу: кому суждено быть повешенным, тот не утонет.
Нам осталось понять, насколько велика угроза? Будет разумным, если мы посчитаем ее ближе и реальней, чем нам о том говорят. В наших силах уменьшить риск для самих себя. Можно уехать на дачу на несколько дней, иметь под рукой теплое белье, спички, фонари, аптечку, небольшой запас продуктов и воды. Не паниковать, продумать наперед все свои действия в случае наихудшего развития событий.
Можно доверять или не доверять прогнозам ученых, успокаивающим речам министра (работа у него такая), но они дают лишь повод принять то или иное решение каждому из нас.
Стихия не прощает пренебрежения, дешевой бравады, легкомыслия. Она преподает жестокие уроки, на которых не ставит двоек. И еще, страх, подавляющий разум, убивает вернее, чем причины его породившие. Так что лучше без паники!
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.
P.S.: Самое мощное за последние 40 лет камчатское землетрясение произошло 5 декабря 1997 года в Кроноцком заливе, напротив Кроноцкого полуострова. Сила земных толчков имела магнитуду 7,5. Удар стихии пришелся на безлюдные районы, поэтому жертв и разрушений удалось избежать.
Если верить статистике (в упрощенном ее варианте), то за последние 500 лет землетрясения убили более трех миллионов человек. В автодорожных, железнодорожных и авиакатастрофах в мире ежегодно гибнет примерно столько же людей.
Источники: «Землетрясения и мы», М.А. Клячко,
Санкт-Петербург «Интеграф», 1999 г.;
«Кроноцкое землетрясение на Камчатке 5 декабря 197 года»,
Е.И. Гордеев, Б.В. Иванов, А.В. Викулин,
Петропавловск-Камчатский, 1998 г.
Так выглядит наше землетрясение на ленте сейсмографа.