«Это плановая замена, никак не связанная с наводнением в регионе», – так прокомментировал президент России Владимир Путин решение о снятии со всех постов своего дальневосточного полпреда, министра по развитию Дальнего Востока Виктора Ишаева. Об этом глава государства объявил в субботу уже под занавес совещания по ликвидации последствий паводка.
Но ощущения, что в зале взорвалась бомба, ни у кого из присутствующих не возникло. Отставку самого известного дальневосточного политического тяжеловеса уже давно предсказывали, как историческую неизбежность.
Одновременно, на том же совещании полномочным представителем президента в Дальневосточном федеральном округе был назначен Юрий Трутнев, получивший почти небывалые для своих коллег полномочия. Он второй из президентских полпредов, кто будет работать в ранге вице-премьера правительства страны.
Трутнев также возглавит правительственную комиссию по координации работ по ликвидации последствий разрушительного наводнения. «Нужно наладить, – думаю, для вас это будет нетрудно, – деловые отношения с руководителями соответствующих ведомств федерального правительства и регионов, пострадавших от паводка», – заявил Путин. При этом решение об отставке Виктора Ишаева он озвучил после того, как осмотрел затопленные районы в Амурской области и Хабаровском крае.
Амурские войны
Ишаев, один из основных авторов федеральной целевой программы развития Дальнего Востока и Забайкалья на 2005 – 2010 годы, был бессменным губернатором Хабаровского края в течение 18-ти лет. Весной 2009-го он стал первым в стране губернатором, назначенным на должность полпреда. А три года спустя возглавил и специально созданное Минвостокразвития. На российской политической арене он был одним из последних «старых» региональных руководителей еще с советским управленческим опытом. Одним из тех, кого в собственной губернии уважительно называли «Хозяин».
Сказать, что в Хабаровском крае Ишаева обожают, значит не сказать ничего. Любовь к своему «Хозяину» – главная тема разговоров местных таксистов с приезжими. Губернаторские выборы он выигрывал триумфально. В 1996 году получил 77 процентов, в 2000-м – уже 80, еще четыре года спустя – больше 85-ти. В годы его правления край расцвел, а Хабаровск стал одним из самых комфортных в России городов. Но именно неофициальный титул «Хозяина» и сыграл с Ишаевым злую шутку на посту дальневосточного полпреда и министра.
Слухи о его возможной отставке появились еще осенью прошлого года. Сразу после того, как деятельность Минвостокразвития жестко раскритиковал президент Владимир Путин. Тогда глава государства заявил, что министерство со времени своего создания «не оправдало своего предназначения». Ресурсы, выделяемые на развитие региона, размываются, а утвержденные планы остаются на бумаге. В июле, во время поездки на Сахалин, Путин раздраженно заявил, что 80 процентов поручений по развитию Дальнего Востока в регионе не выполнены и перенесены на осень.
Привели к этому как раз «хозяйские» замашки Виктора Ишаева, уместные в годы его губернаторства, но ставшие помехой, когда надо было договариваться и находить общий язык с федеральными ведомствами. Диктатор на посту полномочного представителя президенту оказался не нужен. А тут еще и сам полпред подлил масла в огонь, вступив в конфликт со своим бывшим первым заместителем и нынешним губернатором Хабаровского края Вячеславом Шпортом, которому уже 8 сентября предстоят перевыборы.
Разногласия между бывшим и нынешним главами Хабаровского края за последний год переросли в открытый конфликт. Жесткая критика региона со стороны полпредства стала обычным делом, в то время как с другими губернаторами у Ишаева явных разногласий не было. В марте 2012 года, оценивая результаты федеральных выборов на Дальнем Востоке, полпред ниже всего оценил как раз достижения своих земляков, отдавших за Владимира Путина всего чуть более 56 процентов голосов. «В 2008 году на президентских выборах основной кандидат набрал 64 процента. Нужно делать серьезные выводы», – подчеркнул тогда Виктор Ишаев.
Последняя стычка губернатора и полпреда произошла уже во время августовского наводнения. Докладывая о потерях, Вячеслав Шпорт отчитался о 7-ми миллиардах рублей ущерба и о более 4-х тысячах пострадавших. При этом отметил, что ситуация находится под контролем. Виктора Ишаева отчет не удовлетворил. «Тонем под контролем, – с сарказмом откликнулся полпред. – Откуда тогда такой ущерб и столько пострадавших?». Но в результате наводнение стоило должности все же не губернатору, а министру-полпреду.
Медведеву нашли заместителя
Если об отставке Виктора Ишаева в политических кругах давно говорили, как о деле почти уже решенном, то кандидатура его преемника, да еще со столь расширенными полномочиями, для многих стала неожиданной. На пост полпреда с наибольшей вероятностью прочили экс-главу Якутии Вячеслава Штырова. Еще один «Хозяин» региона, руководитель советской закалки. Сегодня – заместитель председателя верхней палаты российского парламента. На официальном сайте Совета Федерации его без обиняков называют «легендарной личностью ХХI века». Ходили слухи и о возможном назначении на этот пост камчатского губернатора Владимира Илюхина. Во времена, когда Штыров руководил Республикой Саха, наш земляк вполне сработался с ним в качестве главного федерального инспектора. Но президент рассудил иначе.
57-летний Юрий Трутнев родом из Перми. В коридорах федеральной власти ему известны все закоулки. С 2004-го по 2012-й годы был министром природных ресурсов и экологии, а чуть больше года назад стал помощником президента России. Любопытно, что по данным налоговых деклараций за прошлый год он стал самым богатым чиновником в Кремле. Его доходы составили 209,6 миллионов рублей. Назначение Трутнева куратором Дальнего Востока политики и экономисты комментируют по-разному.
Политолог Илдус Ярулин, декан социально-гуманитарного факультета Тихоокеанского государственного университета, говорит, что кадровое решение президента означают его желание «проводить новую экономическую политику». Речь, по мнению специалиста, идет и об «укреплении путинской группировки в правительстве». Ишаев создал фундамент, но строить на нем должны будут другие люди, – считает Ярулин.
В свою очередь, директор Дальневосточного консалтингового центра Петр Ханас полагает, что назначение Трутнева вполне логично, поскольку сегодня проекты развития Дальнего Востока в первую очередь связаны с добычей полезных ископаемых. Главным образом речь идет о добыче, переработке и транспортировке углеводородов, на чем бывший профильный федеральный министр собаку съел.
Именно по этой причине президент и предпочел Юрия Трутнева Олегу Кожемяко. В Амурской области также предстоит ликвидировать последствия паводка. Кроме того, там реализуются проекты национального значения, как строительство космодрома «Восточный». Поэтому глава региона останется на своем месте, а курировать Дальний Восток будет человек, который напрямую связан с Москвой и умеет договариваться со столичными ведомствами.
Портфель без министра
Следует отметить и тот факт, что вместе с постом полпреда в ДФО Юрий Трутнев не унаследовал должность министра по развитию Дальнего Востока. Формально он занял в правительстве более высокий пост вице-премьера, но дальнейшая судьба самого Минвостокразвития выглядит весьма туманно. Более того, в Кремле полагают, что назначение Трутнева усилит позиции тех, кто полагает, что создание регионального министерства изначально было ошибкой. На его месте, якобы, следовало организовать госкорпорацию по развитию Дальнего Востока. Она не только распоряжалась бы бюджетными деньгами, но и получила бы широкие полномочия по управлению землей, сырьем и госимуществом в регионе. Полтора года назад от этой идеи в Кремле отказались. Сейчас, возможно, ее вновь начнут обсуждать.
Сам Юрий Трутнев уже заявил, что Минвостокразвития пока не ликвидируют, но назвать имена кандидатов на пост министра отказался. Да и какое это имеет значение, если все ключевые решения все равно будет принимать он сам? Скорее всего, министром назначат кого-то из дальневосточных губернаторов, поскольку, по словам Трутнева, портфель должен получить «человек, понимающий нужды Дальнего Востока». Впрочем, должность эта теперь, очевидно, станет номинальной.
Все полномочия будут сосредоточены в руках самого Юрия Трутнева. Он станет лоббировать развитие региона и давать поручения остальным ведомствам. Но его статус вице-премьера отнюдь не гарантирует какого-либо дополнительного финансирования. На Северном Кавказе тоже есть свой полпред в ранге вице-премьера Александр Хлопонин, но на финансировании это никак не сказалось. Разве что пост зампреда правительства позволяет напрямую обращаться к президенту и премьеру, а также занимать более жесткую позицию в переговорах с Минфином. Это как раз то, чего не хватило Виктору Ишаеву.
Уже слышны и голоса скептиков. По их мнению, совсем не принципиально, министр или вице-премьер будет курировать Дальний Восток в правительстве. Госкорпорация или министерство станут осваивать деньги. Без стимулов для частных инвестиций и реформы в социальной сфере система управления не будет работать ни в каком виде.
Многие думают, что отставка Виктора Ишаева означает теперь окончательный крах его политической карьеры. Владимир Путин своего бывшего представителя обнадежил, пообещав «задействовать его на других участках работы». «Ишаев – одна из самых крупных фигур на Дальнем Востоке за последние 20 лет», – говорит директор Дальневосточного консалтингового центра Петр Ханас. По его словам, даже уйдя с поста полпреда, он все равно будет оказывать влияние на политические, экономические и социальные процессы, по крайней мере, в Хабаровском крае.
Но опыт предшественников Ишаева показывает, что никто из них после отставки не удержался в большой политике. Генерал Константин Пуликовский из Хабаровска отправился возглавлять Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. Когда потерял и этот пост, занял место лидера ячейки краснодарских справедливороссов. Второй отставной полпред, – Камиль Исхаков, стал одним из руководителей малоизвестной всемирной организации «Объединенные города и местные власти», а затем еще и вице-президентом казанской футбольной команды. Наконец, Олег Сафонов сегодня работает заместителем руководителя ФСКН. Скорее всего, и Виктора Ишаева уже где-то ждет почетная, но малозначимая должность.
Дмитрий ЧЕРНОВ