ИНИЦИАТИВА ГОДА

За две недели до окончания уходящего года в Заксобрании Камчатского края произошло знаменательное событие. Депутаты определились, как обеспечить безопасность туристов на законодательном уровне. Они предложили ввести в Кодекс РФ об административных правонарушениях штрафы за непредоставление информации в МЧС о выходе на маршруты. Инициатива была поддержана единогласно.

Вот что сообщает по этому поводу сайт Заксобрания Камчатского края (цитируем дословно): «Предлагается дополнить КоАП РФ новой статьей, устанавливающей административную ответственность за непредставление информации в МЧС о маршрутах передвижения по труднодоступной местности, водным, горным, спелеологическим и другим объектам, связанным с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов.

Это касается юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в сфере туризма на территории РФ, инструкторов-проводников, экскурсоводов, гидов-переводчиков, туристов.

Административные штрафы в случае принятия закона могут составить:

– для граждан – от 5 тысяч до 10 тысяч рублей (за повторное правонарушение – от 10 тысяч до 15 тысяч рублей);

– для должностных лиц – от 10 тысяч до 20 тысяч рублей (за повторное правонарушение – от 20 тысяч до 25 тысяч рублей);

– для юридических лиц – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей (за повторное правонарушение – от 40 тысяч до 60 тысяч рублей).

Напомним, что в октябре текущего года это предложение камчатских депутатов поддержали представители законодательных органов ДВФО на заседании Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». В ближайшее время законодательная инициатива будет направлена на рассмотрение Государственной Думы РФ».

Предложение камчатских законотворцев вызывает сразу ряд вопросов. Но, прежде чем перейти к ним, уточним, что в настоящее время обязанность регистрировать свой маршрут закреплена приказом МЧС России от 29 марта 2023 г. № 270. Согласно приказу, представители туристских организаций, инструкторы-проводники и туристы должны информировать территориальный орган МЧС в субъекте РФ, на территории которого начинается маршрут передвижения или маршрут с сопровождением, за десять рабочих дней до начала путешествия, похода, экскурсии, туристского слета, соревнования и иного мероприятия, связанного с активными видами туризма, в форме уведомления о туристском мероприятии с предоставлением согласия на обработку персональных данных. Информировать можно разными способами: на официальном сайте МЧС России или официальном сайте территориального органа МЧС России, отправить заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу территориального органа МЧС или уведомить лично в территориальном органе МЧС.

А теперь вернемся к инициативе камчатских парламентариев. Вопрос первый: кто будет контролировать туристов и прочих лиц, перечисленных в приказе, на предмет его исполнения или неисполнения? Сотрудники территориальных органов МЧС в субъектах РФ? Работники природных парков и иных учреждений, по территории которых проложены маршруты? Правоохранительные органы? Или, может быть, для этой цели создадут какую-то отдельную службу? Из предложений депутатов это неясно.

Вопрос второй: как депутаты представляют себе процесс выявления нерадивых туристов на маршрутах? Сотрудники какой-либо службы должны будут круглый год прочесывать огромные территории в поисках туристических групп или отдельных туристов? Отслеживать их с воздуха с помощью, скажем, вертолетов или дронов? Применят какой-то иной способ? Этот важный момент, на наш взгляд, остался непроясненным.

В настоящее время о том, что туристы не уведомили МЧС о выходе на маршрут, мы узнаем только тогда, когда они звонят спасателям с криком «Помогите!». Достаточно вспомнить одну только леденящую душу историю с покорением вулкана Ключевская сопка в 2022 году, когда на его склоне погибли восемь туристов и один инструктор-проводник. О том, что группа отправилась в этот поход без уведомления МЧС и в нарушение запрета администрации природного парка на восхождение, мы узнали только потому, что случилась трагедия. А сколько таких групп путешествует по Камчатке ежегодно, не знает никто.

Возможно, камчатские парламентарии предлагают штрафовать только тех, кто вызвал спасателей, так сказать, обнаружил себя? Тогда это какая-то странная инициатива, больше похожая на лотерею. Понадобились нарушителям спасатели – штраф выпишут. Не понадобились – гуляйте себе дальше. Каким может быть отношение к такому законопроекту?

Вопрос третий: откуда взялись такие размеры штрафов? Почему предлагают штрафовать именно на столько, а не на суммы в три, четыре или десять раз большие? К примеру, в 2022 году парламент Кабардино-Балкарской Республики, где ежегодно совершают альпинистские восхождения почти 40 тысяч человек, предлагал за такое же нарушение взимать штрафы до 150 тысяч рублей в зависимости от субъекта с его инфраструктурой и рельефом. Чем руководствовались наши законотворцы? Из информации с сайта Заксобрания это понять нельзя.

Сумма штрафа, по мнению редакции «Вестей», должна соотноситься с затратами на спасение. А они всегда разные. Эвакуировать пострадавшего туриста с тропы на вулкане Горелый это одно, а со склона Ключевской сопки – совсем другое. В упомянутом выше восхождении на эту сопку операция по спасению выживших и эвакуации погибших длилась несколько дней в сложнейших условиях с привлечением всевозможных сил и средств, включая вертолет частной компании «Витязь-Аэро». Так, может быть, штрафы должны отличаться в зависимости от степени сложности похода?

И здесь мы переходим к четвертому вопросу о маршрутах. Тут всё еще более запутанно. Штрафовать предлагают «за непредставление информации в МЧС о маршрутах передвижения по труднодоступной местности, водным, горным, спелеологическим и другим объектам, связанным с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов».

Обычно местность относят к труднодоступной на основании географических и климатических условий, удаленности от районных населенных пунктов и дорог, отсутствии регулярного транспортного сообщения. Перечень труднодоступных местностей утверждают органы государственной власти каждого отдельно взятого субъекта Российской Федерации. Интересно, что единого для всех перечня критериев для отнесения местности к категории труднодоступной нет.

Что касается маршрутов, то в активном туризме, водном, пешем, горном или ином они делятся по категориям сложности. Основных категорий шесть: «единичка» из них самая простая, «шестерка» – самая сложная. Категорийность маршрутов определяется по-разному для разных видов туризма. Оценивается протяженность, продолжительность по времени, сложность препятствий и иные факторы. Те маршруты, которые проще «единички», считаются некатегорийными.

Спрашивается, о каком маршруте туристы должны предупреждать МЧС? Им начинать с «единички» или, может быть, «двойки»? А некатегорийный маршрут? Ведь и он может для кого-то представлять повышенный риск для жизни или здоровья. В июне этого года на Камчатке мужчина сорвался с Халактырской скалы (высота 24 м), решив заняться скалолазанием. Его эвакуировали оттуда спасатели. Скала находится примерно в двенадцати километрах к востоку от Петропавловска-Камчатского, за озером Халактырским. К ней спокойно можно добраться на машине. Должен был этот человек уведомлять МЧС о выходе на маршрут или нет?

Пока четко не определены критерии маршрутов, о которых необходимо уведомлять МЧС, говорить о введении штрафов рано. Это всё равно, что запрягать телегу впереди лошади.

И, наконец, вопрос пятый. Если представить, что все предыдущие моменты удалось прояснить, то куда пойдут штрафы? Понятно, что государству, но в какую структуру именно? У нас есть федеральная служба спасения, есть региональные, есть городские. Бывают такие спасательные операции, где задействованы две или три из них. На чей счет предлагается перечислять штрафы? На этот вопрос в предложении депутатов Заксобрания Камчатского края ответа тоже нет.

После законотворческой инициативы краевого парламента появляется больше вопросов, чем ответов.

Беседуя с людьми, много лет проработавшими в спасательных службах, я не раз слышала высказывание: спасать за казенный счет надо только тех, кто уведомил МЧС о маршруте согласно приказу. Остальные должны возмещать стоимость спасательной операции хотя бы частично, а не отделываться мизерными штрафами (если такой закон примут). Какую именно часть должны возмещать безответственные туристы или организаторы походов, пусть определяют специалисты, но сумма должна быть внушительной. Только тогда люди научатся уважать букву закона. Как самостоятельные туристы, так и клиенты турфирм не всегда готовы к активному туризму и склонны пренебрегать безопасностью, зная, что им не придется платить за спасение из своего кармана. Платит государство деньгами налогоплательщиков. Но законодательных инициатив, чтобы изменить эту практику, пока никто не предлагал.

Наталья МАКСИМИШИНА