В правительстве обсуждают введение в России четырехдневной рабочей недели
Премьер Дмитрий Медведев дал поручение Минтруду оценить возможность введения в России четырехдневной рабочей недели. Поручение дано по итогам Международной конференции труда в Женеве в июне, но известно о нем стало только сейчас.
Именно в Женеве премьер и озвучил идею перехода на «четырехдневку». Медведев заявил, что люди эмоционально выгорают на работе, уровень стресса зашкаливает, а производительность труда от этого только падает. В доказательство Медведев привел в пример американского предпринимателя Генри Форда, который 100 лет назад сократил на своих предприятиях рабочую неделю с 48 до 40 часов, после чего производительность труда выросла. Глава кабмина также сослался на одну из новозеландских компаний, которая уже перешла на четырехдневную рабочую неделю. В итоге прирост производительности в перерасчете на один час увеличился в этой компании на 20 %.
Но как новозеландскую сказку сделать былью для России, Медведев не сказал. Именно эта задача и возложена на Минтруд. Ему предстоит оценить, какое влияние окажет сокращение рабочей недели на экономику страны и социальную сферу. К этой работе также привлекут Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР) и Российский союз промышленников и предпринимателей. Предложения должны быть представлены в правительство до 30 сентября.
Сейчас по Трудовому кодексу россияне не должны работать больше 40 часов в неделю. Меньше – пожалуйста.
В Федерации независимых профсоюзов идею введения «четырехдневки» поддерживают двумя руками. Там считают, что один рабочий день (пока правда не понятно какой) нужно просто взять да сократить. Там напомнили, что Россия и так входит в тройку стран, где работают больше всего – в среднем 1,98 тыс. часов в год. Больше работают только в Южной Корее (2,02 тыс. часов) и Мексике – (2,26 тыс. часов в год). А вот зарплаты, считают, в Федерации, должны остаться на прежнем уровне. А еще лучше – вырасти. Одним словом: не жизнь, а малина!
Слова премьера так воодушевили народ, что Федерация независимых профсоюзов России направила в Министерство труда и соцзащиты свои соображения по этому поводу. По мнению представителей организации, пора объявлять пятницу выходным.
– Высокопроизводительный труд в отдельных странах и отраслях уже сделал 35-часовую рабочую неделю реальностью. Показательно, что все европейские страны, входящие в первую десятку по наименьшей продолжительности рабочего времени, находятся на высоком уровне социально-экономического развития, а в целом продолжительность рабочего времени в мире постепенно снижается, – комментирует заместитель руководителя Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства аппарата ФНПР Елена Косаковская.
Рассмотреть вопрос профсоюзы предлагают на уровне правительства.
– Будущее за коротким периодом работы и большим количеством времени, которое будет отводиться для творческого развития человека, для отдыха, полезного времяпрепровождения, в частности в семейной жизни, – уверен председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.
Сенатор напомнил, что в последнее время появилось немало профессий со свободной организацией рабочего времени. Стало быть, трудовая четырехдневка – логическое продолжение этого тренда.
– Люди смогут провести этот день с семьей, поработать на даче, посвятить его хобби или самообразованию. В общем, возможностей множество, – рассуждает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.
Но почти половина россиян против лишнего выходного – таковы результаты соцопроса ВЦИОМ.
– Страхи связаны с вероятным сокращением получаемого дохода, что критично прежде всего для самых бедных и уязвимых слоев населения – пенсионеров и селян, – комментирует результаты исследования директор ВЦИОМа Валерий Федоров.
Профсоюзы подчеркивают, что будут настаивать на сохранении зарплат при переходе на четырехдневную рабочую неделю. В Госдуме также заявили, что вести разговоры о дополнительном выходном стоит, только если не придется урезать окладов. Обсуждать идею депутаты готовы уже осенью.
Впрочем, далеко не все верят в светлое будущее с тремя выходными в неделю.
– Предпосылок для того, чтобы мы больше отдыхали и меньше работали, я пока не вижу, – сказал депутат Госдумы, а в прошлом главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко. – Каких-то суперсовременных технологий мы не внедрили. Может, в отдельных отраслях промышленности рабочую неделю и стоит сокращать, но всех разом переводить на четырехдневку никаких оснований не вижу. Экономисты справедливо указывают, что такие новшества возможны, только если в оставшееся рабочее время мы будем лучше трудиться, – то есть нужен рост производительности труда.
– В России производительность труда в 2,9 раза меньше, чем в Евросоюзе. Или в полтора раза, если учесть разницу в курсах валют. Но все равно у нас не настолько высокая производительность, чтобы думать о лишнем выходном, – уверен директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.
Пока люди отдыхают, работать за них могли бы роботы. Но автоматизация производства в России пока движется не такими высокими темпами. Заводам в случае необходимости дешевле нанять дополнительную рабочую силу, чем вкладываться в покупку умных машин и обучение персонала, как этими роботами управлять.
К тому же эксперты видят риски в том, что у людей станет больше свободного времени.
– У нас ведь как – чем меньше человек занят, тем сильнее тяга к вредным привычкам. Прежде всего – к неестественному стимулированию настроения путем повышения содержания этанола в крови. Это я про алкоголь, – говорит Геннадий Онищенко.
–К тому же третий выходной легко представить для, скажем, офисных сотрудников. А как быть, например, с учителями? Ведь все программы рассчитаны на пять–шесть учебных дней. А уж о врачах, полицейских и пожарных и говорить нечего, у них всегда кто-то должен быть на посту.
– Мы знаем, что есть такие инициативы, мы знаем, что они вводятся, предлагаются, но пока в администрации это никак не обсуждается, – заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Как россияне относятся к идее сокращенной недели?
По данным опроса ВЦИОМ,
– 48 % – против;
– 29 % – за;
– 17 % – все равно;
– 6 % – затруднились ответить.
(www.kp.ru)