Гранит науки всё твёрже и твёрже…

pervayaТоржественные школьные линейки, первые звонки на уроки, цветы, которые дети дарят учителям, трогательные первоклашки, идущие на свой первый День знаний в сопровождении родителей – без всего этого невозможно представить себе 1 сентября. Однако и здесь пандемия диктует свои правила: учебный год начинается хоть и в традиционном, очном формате, но при строгом соблюдении рекомендаций Роспотребнадзора: ежедневной термометрии, закреплением за каждым классом конкретного учебного кабинета, регулярным проведением обеззараживания воздуха, дезинфекции помещений и других санитарно-эпидемиологических норм. Торжественные линейки 1 сентября запланировали проводить очно, с разделением по классам и параллелям для первоклассников и выпускников 9-х и 11-х классов. Для всех остальных классов организуют классные часы, посвященные Дню знаний. Об этом накануне начала учебного года сообщили в Министерстве образования Камчатского края.

По данным ведомства, в этом году за школьные парты в Камчатском крае сели свыше 36 700 учеников, из которых около 3 600 первоклассников, причем более 2 000 из них живут в Петропавловск-Камчатском городском округе.

Наша газета решила узнать, как оценивается готовность школ и иных образовательных учреждений в крае к началу учебного года, в том числе в плане обеспечения мер антитеррористической безопасности. Согласно информации, предоставленной консультантом отдела общего образования Министерства образования Камчатского края Федором Викторовичем Пселом, в проверке готовности к новому 2021–2022 учебному году участвовали 10 профессиональных организаций, 119 общеобразовательных школ, 2 общеобразовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 102 организации дошкольного образования, 60 организаций дополнительного образования и одна образовательная организация дополнительного профобразования взрослых. Все общеобразовательные организации признаны готовыми начать учебный год.

«На проведение ремонтных работ было направлено свыше 886 781, 35 тысяч рублей, на обеспечение пожарной безопасности – 123 464,15 тысячи рублей, на реализацию антитеррористических мероприятий – 303 185,31 тысячи рублей, на обеспечение санитарно-эпидемиологического состояния – 595 478,65 тысячи рублей, на оборудования пищеблоков в соответствии с технологическими требованиями, позволяющими организовать горячее питание обучающихся – 111 774,73 тысячи рублей, на иные мероприятия (закупку учебников и учебных пособий, оплату интернета) – 387 192,05 тысячи рублей», – сообщили в отделе. Уточняется, что капитальные ремонты были проведены в шестнадцати школах Камчатского края (проведена модернизация пищеблоков, замена основных систем обеспечения зданий), расположенных в ПКГО, Елизовском, Усть-Камчатском, Мильковском, Олюторском и Пенжинском муниципальных районах.

Образовательные организации Камчатского края охраняются с помощью технических средств вневедомственной охраны Управления войск национальной гвардии по Камчатскому краю. Большинство школ в крае охраняется с помощью частных охранных организаций. Все образовательные организации оснащены кнопкой экстренного вызова полиции, имеются устройства контроля и управления доступом, системы видеонаблюдения. 100% образовательных организаций оснащены устройствами автоматической пожарной сигнализации, а также устройствами вывода сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на пульт пожарной охраны.

Здесь сделаем небольшое отступление. Наша газета не случайно акцентировала внимание на антитеррористической защищенности школ. Массовое убийство учеников и взрослых в мае этого года в одной из гимназий Казани, устроенное 19-летним жителем этого города, в очередной раз показало уязвимость образовательных учреждений в плане безопасности. (Газета «Вести» подробно рассказывала об этом в № 16 от 26 мая в публикации «Казанская трагедия».) Поэтому мы решили выяснить, как работает «тревожная кнопка», и как быстро сотрудники ведомства, осуществляющего охрану объекта, должны прибыть на место в случае ее срабатывания.

Начальник отделения организации, внедрения и эксплуатации инженерно-технических средств охраны и безопасности, комплексной защиты объектов Отдела вневедомственной охраны по городу Петропавловску-Камчатскому – филиала ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Камчатскому краю» Денис Топейцын пояснил следующее: при нажатии кнопки экстренного вызова наряда вневедомственной охраны Росгвардии сигнал «Тревога» поступает в пункт централизованной охраны Отдела вневедомственной охраны города Петропавловска-Камчатского.

В соответствии с заключенным с каждым учреждением образования договором охраны, группа задержания вневедомственной охраны следует на охраняемый объект кратчайшим путем в максимально сжатые сроки, с обязательным применением сигнальных громкоговорящих устройств.

По пути следования на охраняемый объект сотрудники группы задержания получают от дежурного центра оперативного управления (ЦОУ) всю необходимую информацию, по прибытии в образовательное учреждение оценивают складывающуюся обстановку, о которой сообщают дежурному ЦОУ, и действуют по его указанию. При необходимости на объект направляются дополнительные группы задержания.

Начальник отделения уточнил, что на сегодняшний день все учреждения школьного и дошкольного образования, а также специализированные, средние специальные и высшие учебные заведения города Петропавловска-Камчатского, Елизова и Вилючинска оборудованы кнопками экстренного вызова наряда вневедомственной охраны Росгвардии.

За шесть месяцев текущего года на пункт централизованной охраны поступили пять вызовов по сигналам «Тревога» из учебных заведений, в 2020 году таких вызовов поступило четырнадцать. Кроме того, в рамках учебно-тренировочных занятий с группами задержания вневедомственной охраны Росгвардии в 2021 году «тревожные кнопки» были нажаты свыше 170 раз.

В пресс-службе Управления Росгвардии по Камчатскому краю нашей газете пояснили, что по городу патрулирует несколько экипажей. Дежурный пульта управления, получив сигнал, обрабатывает вызов и отправляет на объект ближайший наряд группы задержания с целью установления причины вызова. Основные маршруты патрулирования групп задержания приближены к учебным заведениям.

На вопрос, сколько экипажей патрулирует по Петропавловску-Камчатскому, нашей газете отвечать отказались, сославшись на то, что эта информация является служебной и разглашению не подлежит. (Смешно!)

Согласно данным, предоставленным нашему корреспонденту отделом контроля, ревизий и мониторинга Управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, в ведении Управления находятся 35 школ, 37 дошкольных образовательных учреждений и 9 учреждений дополнительного образования. Каждое из них оснащено «тревожной кнопкой». Предположу, что несмотря на расплывчатое определение «максимально сжатые сроки» в вопросе времени прибытия сотрудников группы задержания на место, где сработала тревожная кнопка, такой срок все же не может превышать строго регламентированного отрезка времени. Иначе кнопка экстренного реагирования превращается в кнопку «долгого ожидания». Имея более восьмидесяти учреждений образования на обслуживании, город должен быть разбит на участки таким образом, чтобы по ближайшему маршруту к школе или детскому саду можно было добраться за это время. Учитывая, что город достаточно большой, таких участков, а значит и патрулей, в нем должно быть немало. По версии редакции, ссылка на некую служебную тайну в этом вопросе продиктована тем, что патрульных экипажей для выполнения временного норматива попросту недостаточно, и, если сообщить об этом во всеуслышание, люди поймут, что в случае поступления вызовов одновременно из нескольких мест быстро отреагировать на них не получится. Поэтому руководство Росгвардии и спряталось за фразу «в максимально сжатые сроки».

К слову, не только школы и детские сады, но и отдельные квартиры в городе также имеют «тревожную кнопку». Однако и в этом случае, как пояснили в пресс-службе, точные сроки прибытия наряда группы задержания не регламентированы. В договоре прописаны все те же «максимально сжатые сроки».

Вернемся к вопросу подготовки школ к началу учебного года. Помимо проведения ремонтов, обеспечения мер безопасности, соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, закупки учебников, организации питания, есть и другой, не менее важный момент – обеспеченность образовательных учреждений педагогическими кадрами.

Наш корреспондент направил запрос в министерство образования края, в котором просил указать, насколько образовательные учреждения Камчатки обеспечены учителями, где дефицит педагогических работников ощущается сильнее всего, а также учителя каких предметов наиболее востребованы в крае. Привожу ответ дословно: «В настоящее время формирование штатов сотрудников образовательных организаций продолжается, в том числе посредством портала «Работа в России». По федеральной программе «Земский учитель» в отдаленные населенные пункты Камчатки прибывают восемь учителей (учитель русского языка и литературы, учитель технологии, учитель английского языка, учитель биологии и химии и четыре учителя математики). За последние четыре года в рамках целевой подготовки поступил учиться в различные педагогические вузы 21 человек, из них пятнадцать поступили в Камчатский государственный университет имени Беринга. На начало августа по информации учредителей образовательных организаций в школах имеются вакансии на должности учителей русского языка и литературы, математики и физической культуры».

Как видим, информации о том, насколько школы края укомплектованы учителями, в ответе не содержится. По данным нашей газеты, только в ПКГО нехватка учителей составляет порядка 30%, а в отдаленных районах она еще выше. И дефицит образовался не сегодня – это «хроническая болезнь» региона, из которого люди стремятся уехать на материк в поисках лучшей жизни. А те, кто остаются и работают по профессии, бывают вынуждены уехать из своего села в соседний районный центр, чтобы улучшить условия проживания. Такая история произошла в одном из маленьких сёл на севере Камчатки: перед началом нового учебного года отсюда уехали мама и дочка, работавшие учителями в местной школе: одна преподавала детям химию и биологию, а другая работала в начальных классах. Причина отъезда – отсутствие жилья. Женщины проживали в доме, который признали аварийным, их выселили, а нового жилья не предоставили. Учительницы уехали в соседний район. В районном центре одна из них устроилась работать в школу, ей предоставили хорошую квартиру со всеми удобствами, обе женщины очень довольны. Об этом нашему корреспонденту рассказала руководитель образовательного учреждения (ее имя и контактный телефон в редакции имеются), оставшегося без двух востребованных учителей, что, поверьте, для маленькой сельской школы является большой проблемой. В настоящее время в эту школу по программе «Земский учитель» приехала работать учительница технологии, у женщины маленький ребенок. По словам директора, она была вынуждена поселить нового педагога в своей квартире, так как то, что предлагают учителю в сельской администрации, никак не подходит для проживания: всё это разбитые, запущенные помещения. «Будем решать с главой поселения этот вопрос, искать такие варианты, которые нас устроят. Если бы передали квартиру в оперативное управление школы, мы бы своими силами сделали там ремонт. Но пока в этом плане нам ничего не предлагают. В тех квартирах, что готовы предоставить нашему педагогу в администрации, в настоящее время жить нельзя, тем более с ребенком», – сказала директор школы.

Приведенный пример, на мой взгляд, является яркой иллюстрацией к тому, как на деле решается вопрос с обеспечением нормальных условий проживания для учителей в отдельных сёлах на севере региона. Неизвестно, сколько молодых педагогов, получив диплом, придут работать в школы Камчатского края в ближайшие годы. Но уверена, что если им негде будет жить, – они надолго не задержатся. Нехватка дипломированных педагогов, особенно в сельской глубинке сегодня, по моему убеждению, одна из самых острых проблем в крае, не менее болезненная, чем нехватка медиков. Учителя старшего поколения, на долю которых приходится большая часть нагрузки, не вечны, а выпускники педагогических колледжей и вузов не горят желанием идти работать в школы. Что будет, когда педагоги, на плечах которых держится сейчас школьное образование на селе, уйдут на заслуженный отдых? Кто придет им на смену? Оттого, каким будет ответ на этот вопрос, зависит уровень школьных знаний, который получат ученики, в том числе и те из них, кто сегодня, в День знаний, впервые сели за школьную парту.

Наталья МАКСИМИШИНА