ВАШИНГТОН, 9 декабря. /Корр. ТАСС Андрей Шитов/. Во всех спорах по поводу Украины в Белом доме главным принципом, определявшим подход президента США Барака Обамы, был следующий: «он не собирался идти на риск войны с Россией ради Украины». Об этом пишет в аналитической статье о механизмах формирования внешней политики США при Обаме наиболее авторитетный профильный журнал в США Foreign Affairs.
Как с Мексикой и Канадой
По его свидетельству, на одном из заседаний по этому поводу президент США произнес: «Если бы я захотел вторгнуться в Канаду или Мексику, никто не смог бы ничего особого с этим поделать». Это же верно и в отношении России и Украины, констатирует издание.
Вместе с тем, по его словам, Обама «считал необходимым заставить Россию заплатить» за допущенное, на его взгляд, «нарушение международных норм». «Вопрос был в том, как это сделать, — указывается в статье. — Военная эскалация в данном контексте была бы игрой, в которой выиграла бы Россия. А вот в эскалации санкций США могли бы победить, если бы Обаме удалось удержать на своей стороне европейские государства».
Удержать европейцев
«В этом заключался вызов, — поясняет журнал, — поскольку многие европейские страны более зависели от российских энергетических поставок, чем США, и, соответственно, были более уязвимы для ответных экономических кар со стороны России. Они также насмерть стояли против того, чтобы рисковать войной из-за Украины. Если бы Обама пошел вверх по военной лестнице, то, как ему было известно, они «соскочили бы» из санкционного режима».
Foreign Affairs считает, что в данном случае «политика Обамы сработала, во всяком случае по состоянию на осень 2015 года», поскольку единство Запада в целом сохраняется. Но при этом, по словам издания, достигнута и «вероятная цель» России, заключающаяся, на его взгляд, в том, чтобы «не допустить сближения Украины с Западом».
Тратиться никто не хотел
«Если бы Обама и западноевропейские страны хотели нанести встречный удар на данном направлении, то экономическая помощь на десятки миллиардов долларов значила бы куда больше, чем несколько сотен противотанковых ракет, — пишет журнал. — Но, не считая сравнительно мизерной подачки МВФ, по этому пути никто, судя по всему, идти не хотел».
Кстати, ранее в статье указывалось, что и на предоставление Киеву так называемых «летальных оборонительных вооружений» Обама лично наложил запрет. А «за предоставление Украине наступательных вооружений или отправку в эту страну американских войск ни на одном совещании в СНБ США никто и не ратовал», — констатирует Foreign Affairs, имея в виду Совет национальной безопасности при Белом доме.
Часть мозаики
Раздел по Украине — лишь небольшая часть большой обзорной статьи, в начале которой речь идет о «ливийском уроке», «сирийской воронке», «кризисе с ИГИЛ» (прежнее название запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство» — прим. ТАСС) и других темах. Анонсируя публикацию, Foreign Affairs пишет, что ее автор Фред Каплан «опирался на десятки интервью, многие на высоком уровне», для описания «закулисного пошагового принятия решений, ставших определяющими для президентства Обамы».