Все больше европейцев сомневаются в британской версии отравления бывшего двойного агента
Украинский след – наиболее вероятный в «Деле Скрипаля». У незалежной и мотив очевиден, в отличие от России, на которую вот уже скоро месяц как «навалились» русофобы из Великобритании, откровенно игнорирующие ее доводы и подстрекающие своих западноевропейских партнеров, а также США к новым санкциям против нее и бойкоту Чемпионата мира по футболу-2018.
К такому выводу пришли финские политики, среди которых немало действующих парламентариев. Проанализировав всю информацию, доступную по этому громкому делу, они открыто выступили против обвинения в адрес РФ в отравлении бывшего шпиона и его дочери.
Известно, что Суоми вошла в число тех двух с лишним десятков стран, которые под давлением британского премьера Терезы Мэй согласились выслать из своих государств наших дипломатов. Правда, не 60 и не 23, как американцы и англичане (соответственно), и не 13, по примеру Украины, а одного. И то не сразу, а после долгих размышлений, с оговорками и, главным образом, из пресловутой корпоративной солидарности с «товарищами по ЕС».
С чем, как оказалось, не согласны известные в Стране тысячи озер, да и не только в ней, политики. В частности, из партии «Истинные финны», второй по численности своих представителей в Эдускунта (однопалатный финский парламент). После очередной истерики госпожи Мэй, представившей через своих дипломатов на нескольких закрытых презентациях, в том числе в Брюсселе, «убедительные свидетельства агрессии России», сразу несколько финских депутатов обнародовали в местных СМИ свою точку зрения на происходящее.
Их выступление совпало с новостью из Скотленд-Ярда о том, что полиция «нашла следы отравляющего вещества в нескольких местах, самая большая концентрация – в доме Скрипаля». Сообщается, что «в результате тщательного криминалистического и научного исследования следователи полагают, что Скрипали впервые подверглись воздействию нервно-паралитического вещества в своем доме. Специалисты выявили самую высокую его концентрацию на входной двери».
Это, кстати, первая официальная информация о ходе расследования, начатого, по разным данным, то ли сразу же после того, как 4 марта Скрипали были обнаружены на скамейке в парке Солсбери в бессознательном состоянии, то ли «через день-другой». Точных данных и на этот счет нет. А ведь речь идет о воздействии на людей газом, веществом летучим. Возможно, с помощью аэрозоля, следы которого уже спустя несколько часов найти, как правило, сложно, если вообще возможно.
Что дало повод усомниться в предложенной Великобританией версии личностной трагедии Скрипалей. Даже среди верных, казалось бы, ей партнеров по ЕС слышны голоса о сомнительности изложенного. Скажем, Бельгия, присоединившись к странам, решившим выслать российских дипломатов (одного), не преминула в лице своего премьера Шарля Мишеля подчеркнуть, что «королевство остается приверженным к развитию отношений с РФ». Австрия вообще «не намерена выдворять русских», так как для нее «важно поддерживать всю полноту диалога с Москвой». А еще глава МИД этой страны в центре Европы Карин Кнайсль публично возмутилась давлением на правительство своей страны посла Великобритании, настаивавшего «присоединиться к предложению своего премьера и наказать Россию».
По мнению ряда европейских политологов, сама эта тема («российской газовой атаки» в Солсбери) могла родиться из желания Т. Мэй, лидера Консервативной партии (тори) додавить своих оппонентов-лейбористов (виги). Не случайно лидер последних Джереми Корбин оказался под шквалом критики после того, как потребовал от главы правительства предоставить «четкие доказательства причастности Москвы к покушению». Тем самым мадам-премьер пытается упрочить свое положение на фоне грядущего юридического оформления Brexit и все громче звучащих призывов старейшей ирландской партии «Шинн фейн» об объединении Северной Ирландии и Республики Ирландия. Россия, ненавистная для «чопорной злюки без мандата», как за глаза называют Мэй в ее стране, «отобравшая» к тому же у родоначальников футбола право на проведение ЧМ-2018, стала для нее очень удобной мишенью на фоне раздуваемой в последние годы русофобии.
Но вернемся к нашим скандинавским соседям. Авторитетный финский политик Эркки Туомиоя, министр иностранных дел своей страны в 2011–2015 гг., написал на своей странице в «Фейсбуке»: «Президент Ниинистe прав, когда подчеркивает, что продолжение диалога с Россией сейчас еще важнее, чем прежде. В соответствии с имеющимися данными я бы не стал принимать решение о высылке дипломатов. В правовом государстве действия должны быть основаны на достаточном количестве доказательств, не только на подозрениях. С учетом информации, которую я сейчас имею, я бы не принял этого решения».
Еще более конкретен в своих сомнениях и предположениях Том Паккален, депутат от «Истинных финнов», экс-комиссар полиции Хельсинки. Он уверен: вся британская версия – это дезинформация. Считает, что за покушением на бывшего «двойного агента» Скрипаля и его дочь стоят украинцы. Учитывая внушительный опыт Паккалена в расследовании уголовных дел, есть смысл изложить его точку зрения подробнее.
«Если бы я был следователем по этому делу, – пишет «рослый Том» (рост под 190 см), то Россия не была бы моим подозреваемым. Я не верю, что она стоит за атакой в Солсбери. У России нет мотива. Отравленный шпион Сергей Скрипаль был пойман в 2004 году и сидел в российской тюрьме шесть лет, до тех пор, пока не был выпущен в 2010 в рамках обмена заключенными. В Великобритании живут тысячи людей со всего мира. Почему выбор пал на Скрипаля?
Далее. Невозможно представить, чтобы русские совершили это покушение, которое прямо указывало бы на них и, вероятно, имело бы серьезные последствия для России. Обнаружить яд советского производства в теле жертвы – это то же самое, как оставить на месте преступления патрон с надписью на кириллице или оставить на месте преступления визитку сотрудника российских спецслужб.
Если кого-то хотят убить, то убивают. Таким образом, Скрипаль и его дочь должны были быть уже мертвы. Но они живы! Видимо, использовали (против них) какую-то подделку, менее опасную. Тот, кто стоит за покушением, хотел именно подставить Россию. Чтобы анализировать мотивы, надо думать, кому это выгодно. Для России здесь выгод нет. Для Британии есть. Все винят британцев из-за Brexit, сейчас им удалось переключить внимание на Россию. И для Украины ситуация выгодная. Киев хочет продолжения и усиления антироссийских санкций. Но я не думаю, что замешана в этом деле Украина как государство. Там есть широкий спектр игроков… Сначала надо все расследовать. Презумпция невиновности – основа западной правовой системы. Дело неясное. Приведенные факты меня не убеждают, и поэтому считаю, что решение Финляндии о высылке дипломата является абсолютно идиотским».
К слову, об этом же самом (об украинском следе) в интервью «СП» говорил и вице-президент Ассоциации ветеранов спецслужб «Беркут» Валерий Малеванный. По его словам, Скрипаль в свое время работал на украинскую мафию. А именно на олигарха Александра Перепеличного, которого убили в 2012 году в Лондоне при невыясненных обстоятельствах.
Были опубликованы отчеты о финансовом состоянии Скрипаля. У него, оказывается, есть дом в Британии за 270 тысяч фунтов, дом в Испании за 210 тысяч фунтов, а на банковском счету лежит 450 тысяч фунтов. Откуда такие деньги у простого сотрудника британской разведки?
Кроме того, по данным MI5, Скрипаль регулярно летал в Киев и Одессу. Скорее всего, речь шла о налаживании контрабандных каналов.
Так что у финнов есть все основания для того, чтобы поставить британскую версию отравления экс-сотрудника ГРУ под сомнение.
(www.svpressa.ru)