Очередной странный законопроект родился в голове Ирины Орловой, главы комитета Законодательного собрания Камчатского края по социальной политике, экологической безопасности и защите прав граждан.
В рамках проекта места в детских садах детям, чьи родители воспитывались в детских домах, будут предоставляться вне очереди. Как заявила Ирина Орлова, подобный закон должен снизить так называемое вторичное сиротство. Чтобы такие родители не отдавали своих детей в детские дома.
Однако с чего госпожа Орлова решила, что места в детских садах помогут решить проблему? Может, проводились какие-то исследования, в ходе которых выяснилось, что дети-сироты отдают своих детей в детские дома, потому что им не предоставляются места в детских садах? Или просто чаще отдают своих детей в детские дома? Если это так, то нужно изучить причины, по которым они это делают.
На Камчатке существует программа по предоставлению вне очереди жилплощади детям-сиротам. Это полезная, необходимая программа.
Если дети-сироты, достигнув совершеннолетия и получив отдельную квартиру, не прошли социальную адаптацию, не имеют специальности, не могут устроиться на работу, как следствие – не имеют средств к существованию, то риск того, что они отдадут родившегося у них ребенка в детский дом, очень велик. В детском доме детей полностью обеспечивают, плохо или хорошо, но обеспечивают. Дети привыкают к тому, что им ничего не нужно «добывать» самостоятельно. Достигнув совершеннолетия, получив однокомнатную квартиру, эти люди не могут полноценно жить в обществе. Они не привыкли жить в семье. А если у них нет специальности, то и нормальную работу они себе найти не смогут.
Допустим, если два таких человека встретятся, поженятся и родят ребенка, то едва ли они смогут заботиться о нем. За ребенком нужно ухаживать, его нужно кормить, одевать, воспитывать. На это уходит очень много сил, времени, энергии, денег. За детский сад, кстати, тоже нужно платить, пусть немного, но нужно.
У человека без специальности, без стабильной работы, элементарно не будет денег на обеспечение своего чада. Следовательно, устройство в детский сад не решит проблему, о которой говорит госпожа Орлова.
С другой стороны, у нас в крае немало людей, выросших в полных семьях, но которые не имеют возможности купить квартиру.
Заведя свои семьи, они вынуждены снимать квартиру, тратя на это уйму денег. Они тянут семью из последних сил, но не отдают своих детей в детские дома. Многодетные семьи, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, своих детей тоже не отдают. Как не отдали своих детей-инвалидов, например, Лариса и Вячеслав Францевы. На Камчатке около 50% неполных семей, где один родитель воспитывает ребенка. Примерно 30% детей живут в неблагополучных семьях.
У этих людей нет благоустроенного, предоставленного государством жилья. Но у них есть чувство ответственности друг перед другом и перед своим ребенком. Не воспитав это чувство, никакие льготные очереди в детские сады не помогут сохранить семью и не плодить сирот при живых родителях.
Данный законопроект не единственная странная затея Ирины Орловой. Она работает над законом, согласно которому все спортивные сооружения на Камчатке должны быть оборудованы пандусами — специальными приспособлениями для перемещения инвалидов на инвалидных колясках. Помочь инвалидам решил и прокурор Елизовской городской прокуратуры. Рассмотрев заявление «Общества молодых инвалидов Камчатки», елизовская прокуратора в судебном порядке потребовала специально оборудовать автобусы, курсирующие на территории Елизовского района, для того, чтобы инвалиды могли самостоятельно пользоваться этим видом транспорта. Но только они поставили телегу впереди лошади.
Сначала нужно оборудовать пандусами дома, где проживают инвалиды, чтобы они могли для начала выйти на улицу. Так, может, стоит Ирине Орловой, подумать, как заставить жилищно-коммунальное хозяйство оборудовать пандусами дома, в которых живут инвалиды?
Наталья КУЛИЧЕВА.