В пятницу, 7 сентября, состоялось заседание номер три Совета по развитию гражданского общества при губернаторе Камчатского края с повесткой дня, состоящей всего из двух пунктов:
- Обеспечение безопасности пребывания детей в образовательных учреждениях Камчатского края. Организация системы дошкольного образования в Камчатском крае.
- Установка атомной плавучей электростанции (ПАТЭС) в городе Вилючинске.
Тон в обсуждении задала представитель общественности, индивидуальный предприниматель Галина Елагина. Большая часть ее вопросов мало касалась повестки дня. И было ощущение, что она не слышит, что ей отвечают. Но это было неважно. Главное, что она говорила связно и добросовестно пыталась донести свою точку зрения до присутствующих. В конце концов, Галина Андреевна предложила создать общественный совет из «мамочек» для контроля над очередью в детские сады. Присутствующая на заседании Евгения Пылева, член партии «Коммунисты России», ведущий бухгалтер камчатского отделения «Россельхозбанка» поддержала свою коллегу. Евгения Александровна изрядно позабавила присутствующих, заявив, что нужно поощрять доносительство. Если, к примеру, кому-то из родителей предлагают за взятку устроить ребенка в детский сад, то, доносчик, известив об этом (тов. Пылева не уточнила, кого надо извещать), в качестве поощрения, получает возможность немедленно устроить ребенка в детский сад.
Товарищу Пылевой пытались растолковать, что доказать дачу взятки не так-то просто, и слова тут к делу не пришьешь. Нужно организовывать едва ли не войсковую операцию для прослушивания телефонных разговоров, видео- и аудиозаписей и т.п. Но коммунистка России стояла на своем. Кто спорит, развивать гражданское общество нужно. Без диалога с властью это сделать крайне трудно. Институты гражданского общества у нас в зачаточном состоянии, и многие из них не работают. Поэтому приходиться зачастую на ощупь искать пути построения конструктивного взаимодействия участников «власть – народ» и быть бесконечно терпеливыми друг к другу. Но глупость отдельных членов гражданского общества не должна становиться предметом обсуждения даже при демонстрации взаимотерпения. Иначе диалог «власть – народ» не получится. Когда очередь дошла до второго вопроса о строительстве плавучей атомной электростанции (ПАТЭС), слово взял также член совета по развитию гражданского общества, председатель Камчатского регионального отделения партии «Яблоко» Александр Коншин. Он выступил против ПАТЭС, но не смог объяснить, почему. Главный его довод состоял всего из четырех слов: «Для Камчатки ПАТЭС не катит». Научный термин «не катит» Александр Тимофеевич переводить в плоско-доступную сермяжную форму не стал. «Не катит» и все. Он пояснил, что свои тезисы не успел изложить на бумаге и раздать присутствующим. Затем выяснилось, что на самом деле строительство ПАТЭС в Вилючинске – это лишь повод поговорить о политическом переустройстве страны. Заявление о том, что регионы должны получить больше прав и свобод, вызвало приступ самолюбования у оратора. Он напоминал камерный оркестр, который сам себе аплодирует. И закончил главный камчатский яблочник тем, с чего начал: «Не катит». Дальнейшее обсуждение вопроса становилось бессмысленным. Против аргумента «не катит» ничего «не прокатывало».
Наша газета в свое время участвовала в обсуждении предлагаемого проекта и выступила за строительство ПАТЭС. Оппоненты воем выли одним нехитрым доводом: «Атомная, значит, Чернобыльская». При этом они аккуратно обходили вопросы, связанные с дислокацией атомных подводных лодок в том же Вилючинске. Камчатские противоатомщики получали удовольствие от того, что где-то могут быть кочкой на ровном месте. А против атомных подлодок протестуй не протестуй, дивидендов не заработаешь. Тебя просто не заметят. Одним словом «Яблоку» некуда «катиться». Вот и «не катит».
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.
Коммунистка Елена Пылева
«Яблочник» Александр Коншин