Военная операция против Сирии может начаться и без санкции ООН
Москва и Пекин заблокировали резолюцию Совета Безопасности ООН, осуждающую режим президента Сирии Башара Асада. Кремль опасается, что документ станет формальным поводом для военного вмешательства западных стран в сирийский конфликт. Но интервенция может произойти и без санкции ООН.
Голосование по сирийской резолюции в Совете Безопасности ООН закончилось эмоциональной полемикой, граничившей с перепалкой. Представитель США в Совбезе Сьюзан Райс назвала результаты голосования «омерзительными», а российскую неуступчивость охарактеризовала как «позорную». Французский посол Жерар Аро обвинил Россию в «подрывной деятельности». Постпред России Виталий Чуркин тоже за словом в карман не лез, обвинив западные страны в поддержке экстремистов и в «провоцировании и подпитывании вооруженных методов борьбы».
Таким образом, ливийский сценарий в Сирии не прошел. Международно-правового повода начать военную кампанию против режима Асада у западных союзников и Лиги арабских государств нет. Впрочем, это вовсе не значит, что войны не будет. Исторические прецеденты позволяют предположить, каким может быть сценарий военной операции против Сирии.
Операция НАТО против Югославии в 1999 году была проведена без мандата ООН. Не санкционировал Совет Безопасности и применение силы против Ирака в 2003 году. В обоих случаях международная военная кампания начиналась после обвинений правителей этих государств в совершенных или планируемых преступлениях против человечности. В Югославии это были этнические чистки в Косово, в Ираке — разработка ядерного оружия, которая в итоге так и не подтвердилась.
Если исходить из этих критериев, Сирия повод для вторжения дала давно: с момента начала противостояния властей и оппозиции уже погибли около пяти тысяч человек. Сторонники жесткого решения сирийского вопроса могут объединиться и вне Совбеза. Президент Франции Николя Саркози уже предложил создать «группу друзей сирийского народа». Предположительно в нее войдут США, страны ЕС, члены ЛАГ и Турция. Несвязанная процедурами ООН, эта группа сможет принять любое решение по Сирии, которое сочтет необходимым, – от экономических санкций до помощи повстанцам и реального вооруженного вмешательства, о котором недавно заявил эмир Катара Хамад бин Халифа аль-Тани.