Информацию, опубликованную на сайте Камчатского информационного агентства «Вести» 10 декабря 2019 года и в одноименной газете от 11 декабря того же года № 866, подхватили многие центральные и местные СМИ, правда, без ссылки на первоисточник. Речь шла о живом и здоровом ветеране труда Александре Ивановиче Марченко, которому Пенсионный фонд перестал выплачивать пенсию, посчитав его мертвым. Статья так и называлась «Воскресший из мертвых». Нужно отдать должное нашим коллегам, которые попытались разобраться, как такое могло случиться.
Руководитель отделения Пенсионного фонда РФ (Главное управление по Камчатскому краю) Татьяна Мелехина призналась, что «они (надо полагать, сотрудники вместе с руководителем) были в шоке» и пояснила, что уведомление о смерти пришло от Камчатского отделения Сбербанка РФ (как говорится, без комментариев). В свою очередь Сбербанк получил информацию от КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий». В конечном итоге выяснилось, что сотрудник паспортного стола неправильно внес данные в электронную базу расчетно-кассового центра Петропавловск-Камчатского городского округа. Как оказалось, родственники умершего однофамильца Марченко, но только Александра Андреевича, а не Ивановича, принесли свидетельство о смерти в паспортный стол. Именно с того момента стрелки на часах живого Марченко закрутились в обратную сторону. Крайней оказалась невнимательная паспортистка. В камчатском театре управленческого абсурда разыгрывалась новая пьеса о том, как можно умертвить не умерщвляя.
Мы постараемся разобраться в этом запутанном деле. Забегая вперед, скажу, разумеется, в сбое системы учета пенсионеров и пенсионных выплат, а также новорожденных и умерших виновата не паспортистка.
Для начала вспомним о Едином государственном реестре записи актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС), созданном во исполнение указа Президента Российской Федерации от 15.01.2016 № 13. В этом реестре должны фиксироваться все рождения и смерти (в данном случае Камчатского края). Руководителем Агентства записи актов гражданского состояния Камчатского края (ЗАГС) является Наталья Алексеевна Польшина. Только ее ведомство имеет право изготавливать и выдавать свидетельства о рождении и свидетельства о смерти. Все эти данные агентство ЗАГС размещает уже в вышеупомянутом едином государственном реестре. Пользователями информации агентства в первую очередь являются управление Федеральной налоговой службы, управление Министерства внутренних дел, управление ФСБ, отделение Пенсионного фонда РФ по Камчатскому краю, территориальный орган государственной статистики, российские банки и т.д. В нашем случае, по словам «покойного» Александра Ивановича Марченко, камчатская налоговая служба исправно взимала с него положенные налоги. Следовательно, она (служба), похоже, единственная, кто получает правильную информацию.
Обобщая все вышесказанное, уместно прийти к выводу, что никакого взаимодействия в обмене информацией между агентством ЗАГС и Пенсионным фондом на Камчатке нет. Что является нарушением указа Президента РФ Владимира Путина.
Давайте порассуждаем вместе. Допустим, у камчатского пенсионера есть родственник, который за него по доверенности получает пенсию. Однажды (такое неизбежно происходит) пенсионер умирает. Его недобросовестный родственник продолжает ходить и получать пенсию по доверенности либо по карте, зная пин-код. Все это время камчатское отделение Пенсионного фонда перечисляет пенсию на умершего человека – до тех пор, пока не окончится срок действия доверенности или пластиковой карты. Такое вполне может произойти и, скорее всего, происходит из-за полного отсутствия взаимодействия агентства ЗАГС с Камчатским отделением Пенсионного фонда. Единственным документальным источником о смерти человека является свидетельство о смерти, которое почему-то до Пенсионного фонда не доходит. Любопытно, сняли ли с пенсионного учета умершего пенсионера Марченко Александра Андреевича, т.к. вместо него посчитали умершим другого.
Ошибка паспортистки не должна приводить к сбою всей системы учета умерших и новорожденных – это смешно. Не пора ли поискать новую работу руководителю агентства ЗАГС Наталье Польшиной и руководителю камчатского пенсионного отделения Татьяне Мелехиной, чтобы они не «пребывали в шоке»? Так никакого здоровья не хватит таким руководителям для осуществления своих профессиональных обязанностей.
Кстати, куратором деятельности (то бишь контролером) агентства ЗАГС числится заместитель председателя Правительства Камчатского края Алексей Войтов. Любопытно, это молодое управленческое «дарование» тоже думает, что во всем виновата паспортистка?
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ