В редакцию «Вестей» обратился житель Петропавловска-Камчатского, пенсионер, ветеран труда Александр Иванович Марченко. Он рассказал, что камчатский Пенсионный фонд решил, что он умер, и перестал выплачивать ему пенсию и ветеранские надбавки. Второй месяц пенсионер безрезультатно пытается доказать обратное, обивая пороги как Пенсионного фонда, так и Камчатского отделения Сберегательного банка.
Александр Иванович узнал, что оказывается, по данным Пенсионного фонда, он умер еще 28 марта 2019 года. Для покойника наш земляк очень хорошо выглядит. Несмотря на свои 69 лет он бодр, активен, последовательно и убедительно излагает свои мысли, рассуждает связно и логично. Окончив Львовский политехнический институт, Александр Марченко в 1969 году начал свою трудовую деятельность простым инженером-механиком в Камчатгеологии и «дослужился» до главного механика предприятия. 15 апреля 2003 года он вышел на пенсию и получил звание «Ветеран труда». До сентября 2019 года он регулярно получал пенсию и положенные ветеранские надбавки.
В этой истории удивляет прежде всего то обстоятельство, что официальной датой смерти Александра Ивановича значится 28 марта 2019 года, а пенсию ему прекратили платить в сентябре того же года. Получается, что свидетельство о смерти почти полгода не могло дойти до Пенсионного фонда? А если бы, не дай бог, камчатский ветеран труда умер по-настоящему, то пенсию целых полгода за него мог получать кто-то другой?
Вторая, нежно выражаясь, странность мало в чем уступает первой. Представим себе, что в нашем городе проживали двое мужчин – полные тезки, с одинаковыми фамилиями, одинаковым годом и датой рождения. Вероятность такого совпадения ничтожно мала, но чем черт не шутит… Один из этих мужчин умер 28 марта 2019 года. Городской ЗАГС рассылает эти сведения во все заинтересованные государственные и муниципальные органы. Пенсионный фонд, получив такую информацию, сверяет со списками пенсионеров, состоящих на учете. Ответственное должностное лицо, пробегая глазами по фамилиям, видит полное совпадение фамилий, имен, отчеств, дат и годов рождения, принимает решение кого именно снимать с учета. По всему видать, она или он просто бросили монетку. Выпадет орел – уберу первого по списку, выпадет решка – уберу второго. Не знаю, что творилось в голове пенсионного чиновника, но правильные его действия должны были выглядеть так: сделать запрос для уточнения, по какому адресу проживал покойник и, получив ответ, принять правильное решение.
Предположим, по какой-то совершенно невероятной случайности два полных тезки с одинаковыми фамилиями, датами и годами рождения проживали по одному адресу (вероятность последнего случая равна вероятности того, что маленький кусочек метеорита упадет на голову вышеуказанного пенсионного чиновника, отскочит от нее, рикошетом попадет в фонарь над входом пенсионного фонда и разобьет его вдребезги). На чисто российский вопрос «что делать?» есть всего один правильный ответ – пригласить оставшегося в живых пенсионера в Пенсионный фонд для уточнения.
Воскресшего Александра Ивановича Марченко ожидают походы в суд, где он должен будет доказать, что он жив и здоров. Это сделать будет непросто. Сначала он должен получить документ из Пенсионного фонда, на основании которого его сделали усопшим. Пенсионная организация, понимая, что выставила себя в идиотском свете, будет сопротивляться до последнего. Согласись она выдать на руки соответствующий документ «умерщвленному» ею пенсионеру, скандала не избежать. Справедливости ради скажем, что скандал уже начался и просто так не закончится. Если допустимы сбои в пенсионном обеспечении подобного рода, то что говорить о мелких нарушениях и промахах.
Недочеты в работе ПФ сегодня видны невооруженным глазом. Для этого достаточно попробовать оформить себе пенсию, имея на руках все необходимые документы. Чтобы попасть к нужному специалисту, нужно занять очередь на улице не позже 7 часов 30 минут, т.к. в один день выдают не более десяти талонов.
Александру Ивановичу Марченко повезло. Есть такое поверье: если тебя записали в мертвые, а ты живой, значит, жить будешь долго. Только отныне ему нужно быть внимательным, чтобы пенсионные чиновники его не «умертвили» во второй раз. Иначе придется жить вечно.
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ