КРИМИНАЛ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ

Генпрокуратура взялась «шерстить» негосударственные пенсионные фонды

Глава правительства Дмитрий Медведев, наконец, подписал распоряжение, не позволяющее занижать прожиточный минимум (ПМ) россиян, от величины которого зависит размер доплаты к пенсии. Теперь прожиточный минимум пенсионера будет учитывать особенности его региона и ПМ в стране в целом за первые два квартала текущего года.

«Мы рассчитываем, этоприведет к повышению среднего уровня социальной поддержки пенсионеров», – объяснил Медведев цель новации. О том, что государство сначала должно довести пенсию до прожиточного минимума, а уже после этого проводить индексацию самой пенсии и ежемесячных денежных выплат ранее говорил Владимир Путин.

Можно только порадоваться за сотни тысяч пенсионеров по всей стране, выплаты которым теперь чуть-чуть увеличатся. На прошлой неделе стало известно, что правительство направляет на выплаты региональных социальных доплат к пенсиям неработающих пенсионеров 4,3 млрд рублей. Всего-то.

Гораздо важнее для общества разговор о системном решении пенсионной проблемы, особенно после объявленной пенсионной реформы. Ведь как признала на днях, выступая в Госдуме, аудитор Счетной палаты Светлана Орлова, реализуемая с 2013 года Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы никак не повлияла на уровень пенсионного обеспечения россиян. И это, несмотря на повышение пенсионного возраста!

Коэффициент замещения едва превышает 30 % от зарплаты. Чтобы соответствовать требованию МОТ (40 %), пояснила Орлова, к 2024 году необходимо довести пенсию до 24 тысячи рублей. Такой показатель может быть достигнут только в случае, если пенсии будут расти вдвое быстрее инфляции. При стагнирующей экономике и действующей системе перераспределения это просто невозможно и пенсионная реформа оказалась просто бесполезной.

К тому же государство до сих пор закрывало глаза на тех, кто ворочает пенсионными миллиардами. Лишь сейчас Генпрокуратура взялась, наконец, провести проверки негосударственных пенсионных фондов (НПФ) на предмет незаконного перевода пенсионных накоплений и нецелевое использование средств. И даже анонсировала уголовные дела.

О том, что некоторые российские НПФ напоминают частные лавочки, «заточенные» лишь на извлечение прибыли для их владельцев порой не очень честным путем, стало ясно уже давно. Хотя бы с момента бегства в Лондон миллиардера, владельца НПФ «Будущее» Бориса Минца. Похоже, деньги российских пенсионеров превратились в замки и поместья беглого олигарха.

Да и во главе Пенсионного фонда России (ПФР) стоят далеко не безупречные люди. Только что суд арестовал за взятку замглавы ПФР Алексея Иванова. Его босс – «смотрящий» за пенсиями большинства россиян Антон Дроздов – миллиардер.

Хорошо бы Генпрокуратуре присмотреться и к Дроздову.

Очевидно, что пенсионная реформа в России обросла целым ворохом криминальных и этических проблем, не разрешить которые власть просто не имеет права. Если, конечно, она хочет по-прежнему оставаться властью.

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ Андрей Песоцкий считает, что власти, спохватившись, пытаются нейтрализовать негатив от пенсионной реформы.

– Пенсионная реформа, принесшая серьезные репутационные потери для имиджа власти, не пускается на самотек. Наоборот, государство прилагает максимум усилий для того, чтобы сгладить ее последствия. Экономический блок правительства стремится прочно удерживать рычаги управления за ходом реформ, чтобы не возникло какого-либо дополнительного общественного напряжения по вопросу, связанному с пенсиями. Меры, направленные на то, чтобы прожиточные минимум не занижался региональными властями, выглядят совершенно оправданными. Более четкий контроль за негосударственными пенсионными фондами тоже не вызывает какой-либо критики. Все верно. Несколько забавно лишь то, что более зорко следить на частными фондами призывает Кудрин и его сподвижники – записные либералы, сторонники уменьшения госучастия в экономике. Получается, что их абстрактные идеи рыночного фундаментализма разбиваются реальной практикой – как теоретики они утверждают одно, а как госуправленцы выполняют другое.

Эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев ожидает сокращения числа НПФ и повышения их ответственности по своим обязательствам.

– Прокурорские проверки свидетельствуют не только о наличии проблем, без которых сложно представить какую-либо сферу деятельности, но и о том, что механизмы контроля в стране все же функционируют. НПФ заработали в России сравнительно недавно, так что отдельные моменты еще предстоит решить, но рано или поздно ситуация должна нормализоваться.

Со временем число НПФ должно сократиться как под влиянием регуляции ЦБ, так и из-за чисто экономических предпосылок. Их действия станет легче контролировать, а клиентам гораздо проще ориентироваться в предложениях. По итогам переходной кампании в прошлом году порядка 587 тысяч человек перевели свои накопления в НПФ, и со временем число клиентов будет только расти.

А вот по мнению первого заместителя председателя Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Юрия Синельщикова, пенсионная система России должна быть полностью государственной.

– Пенсионное обеспечение россиян должно быть в государственных руках. По-другому это быть не может. Одно дело бизнес – торговля, производство, услуги – тут уместно частное предпринимательство. Другое дело социальное обеспечение граждан.

Тем более, очень часто речь идет о беднейших слоях населения. Люди из среднего класса, как только становятся пенсионерами и уходят с работы, становятся буквально нищими.

(www.svpressa.ru)