28 февраля этого года центральные и местные средства массовой информации облетела новость, что сотрудниками шестого следственного управления Главного следственного управления СК РФ (Хабаровск) совместно с камчатскими полицейскими была задержана начальник научного отдела ФГБУ «Кроноцкий заповедник» Дарья Михайловна Паничева и в тот же день этапирована в изолятор временного содержания в Хабаровск.
В пятницу, 1 марта, Хабаровский суд вынес решение поместить госпожу Паничеву под домашний арест. Ее якобы подозревают в растрате бюджетных средств. На самом деле Паничеву обвиняют в пособничестве мошенничеству в особо крупных размерах организованной группой лиц.
В «группу лиц» входят два владельца ООО «Экология» – Виталий Дрозд и Евгений Мартынов – из так называемых приблатненных (последний объявлен в федеральный розыск) и бывший заместитель директора Кроноцкого заповедника по охране, бывший полковник ФСБ Александр Ильин. Все они обвиняются по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество), предусматривающей наказание в виде лишения свободы сроком до десяти лет.
Кроме того, Виталий Дрозд обвиняется в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 163 УК РФ (вымогательство). Это преступное деяние наказывается лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.
В должности руководителя службы безопасности в ООО «Экология» состоял бывший подполковник ФСБ Сергей Зуев. В лихие девяностые Виталий Дрозд, по версии газеты, состоял в камчатской группировке Лимона и слыл одним из самых жестоких и дерзких членов сообщества. В те годы Сергей Зуев являлся руководителем отдела по борьбе с организованной преступностью в территориальном управлении ФСБ Камчатской области и КАО. Наверное, еще тогда он и приметил перспективного «предпринимателя» из лимоновской группировки.
Прямо с языка слетает вопрос, как в этой компании оказалась начальник научного отдела ФГБУ «Кроноцкий заповедник» кандидат сельскохозяйственных наук Дарья Михайловна Паничева? Представители администрации заповедника считают, что уголовное дело против начальника научного отдела возбудили из-за ее активной борьбы с проектом строительства обводного канала для прохода дикой нерки на реке Кроноцкая в одноименном заповеднике.
Строительство этого масштабного гидросооружения активно лоббирует Глеб Франк – владелец «Русской рыбопромышленной компании», баловень московской фортуны и огромных денег, зятек российского олигарха Геннадия Тимченко и сынок бывшего министра транспорта РФ (нынешнего руководителя госкорпорации «Совкомфлот»), а также друг руководителя Федерального агентства по рыболовству Ильи Шестакова. Последний также считается баловнем, только уже петербургской фортуны, правда, со значительно меньшим финансовым состоянием.
Нам еще повезло, что господину Франку-младшему не пришло в голову повернуть русло реки Кроноцкая вспять, то бишь заставить ее течь в обратную сторону, или построить железную дорогу из Петропавловска-Камчатского в Долину гейзеров.
Дарья Михайловна присутствовала на всех рабочих совещаниях и последовательно отстаивала точку зрения, что озеро Кроноцкое, да и сам заповедник нельзя трогать руками франков-шестаковых и любыми иными.
Бесспорно, если бы Глеб Франк захотел засунуть несговорчивую Паничеву в узилище, то она наверняка сидела бы там.
Циникам от рождения, людям, привыкшим ломать чужие судьбы об колено, видящим в своем народе лишь биоматериал, ничего не стоит изуродовать еще одну человеческую жизнь. Однако господину Франку, сынку сановного папаши просто повезло с оппонентом: Дарья Паничева оказалась в ненужном месте в ненужное время.
Она была секретарем комиссии по приему работ по очистке Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника, находящегося в списке объектов Всемирного и культурного наследия ЮНЕСКО. В ее обязанности входила подготовка актов приема работ, которые затем подписывались членами комиссии, скреплялись подписью председателя и утверждались руководителем ФГБУ «Кроноцкий заповедник». После этого происходила оплата работ фирме-подрядчику, коей и являлась «Экология». В те недавние времена (с 2015 по 2017 годы) председателем комиссии являлся Александр Ильин.
Теперь пора подробно посмотреть, чем занималось ООО «Экология». В сферу деятельности этого предприятия входили торговля, транспортировка, утилизация нефтепродуктов, твердых и опасных отходов и других продуктов жизнеобеспечения. На Камчатке подобного рода фирма оказалась в единственном числе.
Нужно отдать должное бывшему (ныне покойному) руководителю Кроноцкого заповедника Тихону Шпиленку. Он сумел получить из федерального бюджета средства в размере около 500 миллионов рублей по программе «Чистая страна». Деньги приходили двумя траншами по 250 миллионов рублей. Чтобы провести конкурсные процедуры, нужно было сформировать среднюю цену на оказание услуг по очистке заповедника. Средняя цена складывалась не менее чем из трех заявленных от разных предприятий цифр.
Для формирования среднего финансового значения владельцы ООО «Экология» в течение двух месяцев создали еще два предприятия со схожей сферой деятельности и одинаковыми учредителями. Откуда они взяли изначальную цену на свои услуги? Не ошибусь, если скажу: «С потолка».
В пользу моего убеждения говорит то обстоятельство, что фирмы были созданы в декабре-январе, а с ценой определились уже в марте, когда еще весь мусор в заповеднике и объекты для утилизации находились под трехметровым слоем снега. Как руководители очистных фирм могли увидеть, что им вывозить, откуда и сколько? Другими словами, очистка территории заповедника началась с мошенничества и им же закончилась. В основном из заповедника вывезли металлические конструкции, бочки из-под топлива и прочий ненужный железный хлам, но остался строительный мусор, фундаменты зданий, технических сооружений и многое другое, что требовало значительного объема капиталовложений для транспортировки и последующей утилизации.
Настало время поговорить о составе комиссии по приемке выполненных работ. В разное время в нее входили от семи до девяти человек, которые находились в городе Елизово и на место работ не выезжали. Свои заключения они делали на основании фотофиксаций, которые им предоставляли исполнители работ. К сожалению, Дарья Михайловна, являясь секретарем комиссии, видимо, передавала волю руководителя и убеждала членов комиссии подписывать липовые акты, т. е. способствовала появлению данных документов на свет. Могла ли Паничева ослушаться воли своего руководителя и председателя комиссии? Теоретически да, но тогда бы она рисковала остаться без работы.
Чем грозит остальным членам комиссии участие в уголовно наказуемом деянии? По сути дела, они в любой момент могут превратиться из свидетелей в пособников преступления, если не скажут, что руководители заповедника понуждали их подписывать акты приема работ. Видимо, именно такие показания были получены следователем. Иначе Дарья Паничева не сидела бы сейчас под домашним арестом в Елизове, и ее бы не возили на допрос в Хабаровск.
Еще не стоит сбрасывать с весов Фемиды гирьку по имени Александр Ильин. Бывший полковник ФСБ пошел на сделку со следствием, поэтому появилась уголовная статья против секретаря комиссии. Осталось пойти на сделку со следствием Дарье Михайловне. На сегодняшний день госпожа Паничева является самым слабым звеном в этой уголовной цепи (у нее на воспитании находится несовершеннолетний сын).
Тогда администрация Кроноцкого заповедника совсем останется без своих научных сотрудников. Полагаю, в этой ситуации бывшим членам комиссии по приему работ от ООО «Экология» остается один выход – уволиться по собственному желанию.
Вот тогда «золотой мальчик» по фамилии Франк сможет делать с Кроноцким заповедником все что угодно. Ему осталось лишь немного подождать. Кто его остановит?
Вячеслав Скалацкий