Жители Тайваня высказались против легализации однополых браков. Таким итогом завершился накануне референдум, где жителей острова просили ответить на вопрос: должен ли брак заключаться только между мужчиной и женщиной? Положительно на этот вопрос ответили 7 млн человек, отрицательно – лишь 3 млн.
Власти острова горячо ратовали в пользу однополых браков, поэтому не скрывали своего разочарования. Представитель администрации Колас Йотака в своем комментарии The New York Times объясняла победу противников однополых браков тем, что этот вопрос референдума «был предметом хорошо финансируемой и организованной кампании, которой руководили консервативные христиане». По ее мнению, «их кампания характеризовалась дезинформацией, которая была распространена в Интернете».
BBC News называет этот исход голосования достаточно непредсказуемым, подчеркивая, что «многие на Тайване были ошеломлены результатами». «Один из возможных результатов может заключаться в том, что гей-парам будет предоставляться правовая защита, однако не возможность вступать в брак», – предполагает британский телеканал.
Как напоминает RTVI, в мае прошлого года Конституционный суд постановил, что запрет на однополые браки нарушает конституцию. Суд отвел парламенту два года на то, чтобы поправить Гражданский кодекс, в котором брак определяется только как «союз между мужчиной и женщиной». Консервативная часть общества возмутилась вердиктом КС и потребовала референдум по этому вопросу.
Тайваньские власти поспешили успокоить ЛГБТ-сообщество, заявив, что итоги референдума не отменят решение Конституционного суда. Теперь ожидается, что регулировать юридический статус однополых пар будет отдельный закон, а Гражданский кодекс оставят без изменения.
Некоторые эксперты предположили, что на результаты повлияли сиюминутные политические расклады. Поскольку в пользу однополых браков горячо ратовала правящая партия ДПП, то многие оппозиционно настроенные жители проголосовали ей назло и по этому вопросу.
Идея однополых браков на Тайване больше популярна у молодого поколения. Но для других поколений она еще «слишком» передовая.
«Политические лидеры агитировали не столько за однополые браки, сколько за то, что Тайвань становится модернизированным современным государством с большой степенью свободы. Они делали упор на то, что население должно поддержать идею современности, однако население поддержало идею традиционности», – сказал руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов.
«Китай исторически был терпим к однополым отношениям и однополым бракам, – пояснил он. – Тем не менее в обществе сохранялась конфуцианская тенденция, которая возобладала и сегодня, – констатировал эксперт. – Согласно же конфуцианской морали, семья – это «все». В семье должно быть как можно больше поколений, детей, внуков. Они, к примеру, должны собираться вместе на Новый год».
По словам собеседника, общество на острове по некоторым позициям оказалось значительно более конфуцианским, нежели материковый Китай. «Тайвань сегодня – это потомки тех, кто жил в Китае еще до коммунистического режима. Их предки жестко придерживались таких нормативов, как забота о младших и почитание старших, считали, что инь-ян олицетворяет мужчину и женщину, поэтому вряд ли на Тайване могли проголосовать по-другому», – сказал востоковед.
Тайваньское общество очень «консервативно», хотя остров и подвержен очень сильному влиянию США, считает один из лидеров российского ЛГБТ-движения Николай Алексеев. У Тайваня, по мнению Алексеева, был прекрасный шанс стать первой страной, которая бы одобрила однополые браки на общенациональном референдуме, но этого не случилось.
Тем не менее он уверен: судебная система все равно продавит легализацию однополых браков. Алексеев напоминает про аналогичный референдум, который прошел недавно в Калифорнии, где большинство тоже выступили за запрет гей-браков. «Но после этого Верховный суд Калифорнии и Верховный суд США такие решения все равно отменили, признав неконституционными. То же самое произойдет и на Тайване. Я уверен, что в конечном итоге суды скажут последнее слово. Тайвань – общество американизированное, тесно связанное с американской системой права», – выразил надежду ЛГБТ-активист.
Как известно, Китайская Республика Тайвань – де-факто самостоятельный остров, который большинство стран мира признают одной из провинций КНР. Кстати, в материковом Китае однополые браки не легализованы. В соседней Японии также пока не разрешены однополые браки. Однако эта тема уже несколько лет остается там одной из наиболее обсуждаемых на политических дебатах. Запрещены такие браки на Филиппинах. В законодательстве Таиланда также нет четкого запрета или разрешения на партнерство или брак между лицами одного пола.
Что касается соседних с Тайванем мусульманских стран, вроде Малайзии или Индонезии, то там не только гей-браки, разумеется, запрещены. Более того, в Индонезии, например, в обществе однополые отношения принято считать психическим расстройством. В Малайзии же однополые отношения до сих пор считаются уголовным преступлением с возможным наказанием в виде тюремного заключения на 10 лет.
За последние несколько месяцев это уже второй референдум в мире по поводу однополых браков. Первый проходил в прошлом месяце в Румынии. Здесь добивались поправок в конституцию, запрещающих однополые браки. Но там референдум провалился из-за низкой явки.
(www.vz.ru)