Взятка в размере пяти миллионов семисот тысяч рублей до потребителя не дошла
На прошлой неделе закончилось расследование по уголовному делу в отношении руководителя (назовем его Сидоровым) рыбодобывающей компании ООО «Фиш-Нет», зарегистрированной в Петропавловске-Камчатском.
Компания имеет трех учредителей. Один из них – все тот же Сидоров, а двоих других назовем Ивановым и Петровым. Все трое почти однофамильцев владеют единственным судном – СРТМ «Кратер», основным назначением которого является добыча, транспортировка, заморозка и варение краба.
Если кто-то приготовился слушать скучную историю о банальном браконьерстве в Охотском море, то он сильно ошибется. Лично у меня нет сомнений, что судно собиралось браконьерничать в нашей исключительной экономической зоне, но, как говорится, не пойман – не вор. Руководитель компании Сидоров, видимо, решил подойти к решению задачи по незаконному вылову краба творчески и с размахом, как говорится, пристегните привязные ремни, мы нырнем в август 2017 года.
В то время СРТМ «Кратер» находился в Пусане (Южная Корея), имея порт приписки Петропавловск-Камчатский и государственный российский флаг.
Вдруг в один не очень прекрасный денек все изменилось. Сидоров, Петров, Иванов решили сдать судно в аренду (без права выкупа) компании «VidarMarineCo. LTD», зарегистрированной в государстве Белиз. Это такая очень маленькая страна, которая находится на перешейке между Северной и Южной Америкой. Также поменялся порт приписки судна. Теперь им стал город Луме. Соответственно на флагштоке спустили российский триколор и подняли государственный флаг республики Того (Западная Африка).
Экипаж, правда, остался тот же – российский. Все это было сделано с целью максимально упростить функционирование СРТМ «Кратер» с точки зрения как международных законов и правил, так и Российской Федерации. Из тогосийского города Луме отправить в плавание любое судно значительно проще, чем из российского.
Если бы наши пограничники поймали на браконьерстве СРТМ «Кратер», то по суду они не смогли бы его конфисковать ввиду того, что он зафрахтован, т. е. судовладелец не отвечает своим имуществом за действия фрахтователя.
С точки зрения финансовой прозрачности маленькое государство Белиз представляет собой очень большую оффшорную зону, т. е. неконтролируемое финансовое пространство. Вот с таким непробиваемым набором броненосец «Кратер» вышел покатать свежезамороженную продукцию в Южную Корею. Во всех контролирующих российских органах он значился как нашенский, а не африканский бороздитель морей. Для пущей таинственности капитан Гаврилов (фамилия настоящая) отключил технические средства контроля, с помощью которых соответствующие органы Российской Федерации в любой момент могли определить местоположение судна в Охотском море.
Но Сидорову этого показалось мало. Он был не простым руководителем компании «Фиш-Нет», а с рискованными коммерческими затеями. Генеральный директор нашел, как он считал, путь к самому важному органу контроля большой рыбалки – отделу мониторинга при Пограничном управлении ФСБ России по Восточному арктическому району. Видимо, один из его приятелей, имеющий отношение к пограничникам, за кругленькую сумму согласился уговорить должностное лицо, осуществляющее контроль над позиционированием судов в море, продать секретные сведения, касающиеся координат пограничного судна, патрулирующего морскую зону добычи биоресурсов. «Оборотень в погонах» – промежуточное звено между взяткодателем и якобы взяткополучателем – заломил сначала сумму в семь миллионов рублей, но Сидоров оказался крепким орешком. И высокие договаривающиеся стороны сошлись на цифре пять миллионов семьсот тысяч рублей. Отныне СРТМ «Кратер» мог браконьерить спокойно. Однако судьба состроила компании «Фиш-Нет» козью морду там, где они не ожидали ее увидеть.
18 октября 2017 года патрульный самолет авиации ФСБ России АН-72П в исключительной экономической зоне Охотского моря обнаружил судно без опознавательных знаков и ходовых огней, двигающееся со скоростью 5–7 узлов.
Как вы уже догадались, это был наш секретный броненосец «Кратер». Он был настолько засекречен, что даже завесил название судна на обоих бортах и не отвечал на запросы экипажа самолета. Самолет навел на судно патрульно-пограничный корабль «Командор». Тот перехватил таинственного нарушителя и высадил на его борт досмотровую группу.
СРТМ «Кратер» был разоблачен. Ржавую посудину (это было ее отличительной чертой) арестовали и препроводили в Петропавловск-Камчатский, где судовладельца оштрафовали на сто тысяч рублей, а «Кратеру» вернули родной флаг и порт приписки. После судебных мытарств господин Сидоров совершенно справедливо обратился к приятелю-посреднику-«оборотню». Тот все оговоренное время снабжал руководителя ООО «Фиш-Нет», как оказалось, липовыми координатами. Сидоров пришел в ярость. Его «развели на бабки», как первоклассника.
Дальше излагаю свою версию событий.
Разъяренный коммерсант начал угрожать «оборотню в погонах» и потребовал вернуть деньги обратно. Тот бы и рад был вернуть дензнаки, но успел их потратить.
Мздоимец понимал, что за столь крупную сумму могут всерьез покалечить, а если не повезет, и убить. Оказаться на больничной койке и писаться под себя мошеннику не хотелось. Тогда он придумал простой и одновременно «гениальный» план защиты – обратился в ФСБ. После чего все переговоры, если их можно так назвать, с деньгодателем велись под контролем компетентных органов.
В ходе долгих диалогов будущих фигурантов уголовного дела, вроде: «Где деньги?!» – «Какие деньги?!», злоумышленник полностью раскрыл себя. Другими словами, он подтвердил, что хотел дать взятку (ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 291 УК РФ «Покушение на дачу взятки»). В ходе следствия выяснилось, что посредник деньги должностному лицу из Пограничного управления ФСБ России по Восточному арктическому району не отдал, пожадничал.
Весь фокус ситуации заключается в том, что даже отдай он деньги, хитроумному Сидорову это бы не помогло.
Во-первых, мог бы обмануть и приятель приятеля, т. е. главное звено в цепи.
Во-вторых, рассудите сами: СРТМ «Кратер» обнаружил самолет и навел на него пограничный корабль. От пограничного корабля еще есть шанс уйти, но не от самолета. Следовательно, предпринимателю Сидорову нужно было дать взятку еще и летчикам, чтобы они не заметили потайное судно.
Знать бы, где упадешь, успел бы надуть резиновый матрац и постелить. А так получается и денег лишился, и под уголовное преследование попал.
Есть в этой браконьерской драме и позитивная часть: теперь Сидоров узнал, каково у его приятеля истинное лицо. Повезло. Мог бы и не узнать…
СРТМ «Кратер» вновь ушел в Охотское море. Один раз он попал в водоворот событий, точнее, кратер и едва выкарабкался. Мы рады, что броненосец снова в строю.
За одного битого двух небитых дают.
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ
мм