НЕ НА ТЕХ НАПАЛИ

1759305_1024x768Казалось бы, рядовая новость о награждении чиновников во вторник, 16 октября, затмила в информационном пространстве все остальные сообщения на актуальные темы российской внутренней и внешней политики. Указом Президента РФ Владимира Путина глава департамента Минпромторга Денис Пак и гендиректор федерального государственного унитарного предприятия «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (ФГУП «НАМИ») Сергей Гайсин удостоены, соответственно, медали ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени и ордена Александра Невского.

Можно было бы только порадоваться за двух достойных граждан нашей страны, чьи заслуги оценены по достоинству. Но все, что большинство россиян сегодня знают о господах Паке и Гайсине, другое. На их головы обрушился стул, а затем и кулаки обезумевших футболистов Кокорина и Мамаева.

На самом деле глава государства наградил Дениса Пака и Сергея Гайсина, конечно же, не за побитые лица. Согласно президентскому указу оба чиновника награждены «за большой вклад в реализацию проекта «Единая модульная платформа», позволившего создать широкий модельный ряд отечественных автомобилей». Прежде всего речь идет о бронированном лимузине «Кортеж», который Владимир Путин уже опробовал по дороге на собственную инаугурацию весной нынешнего года. Помимо Пака и Гайсина, госнаград с такой же формулировкой удостоены еще 18 человек. Большинство из них – сотрудники Минпромторга и ФГУП «НАМИ».

Министерство и институт реализуют проект «Кортеж» с 2013 года. В рамках проекта на единой модульной платформе создаются лимузин, внедорожник, седан и минивэн представительского класса. В конце августа глава Минпромторга Денис Мантуров говорил, что первые поставки автомобилей семейства начнутся в следующем году. Так что награды создатели автомобилей, очевидно, все-таки заслужили. Все остальное – не более чем совпадение.

Утренний инцидент в кафе, уже названный остроумными пользователями соцсетей «мамаевым кокорищем», произошел в прошлый понедельник, восьмого октября. Пак и Гайсин пострадали в одном из кафе в центре Москвы. Видеозапись произошедшего появилась в Сети. На кадрах с камер видеонаблюдения видно, что группа молодых людей завязывает конфликт с чиновниками, после чего один из них получает удар стулом в голову. Это был Денис Пак, которому затем понадобилась госпитализация.

Кроме того, за 40 минут до инцидента футболисты вместе с сопровождавшими их молодыми людьми избили водителя телеведущей «Первого канала» Ольги Ушаковой Виталия Соловчука, сделавшего им замечание. Водителя также отправили в больницу. В настоящее время Кокорин и Мамаев арестованы на два месяца и находятся в следственном изоляторе «Бутырка». Им вменяют преступления, предусмотренные статьями 216 «Побои» и 213 «Хулиганство организованной группой» Уголовного кодекса РФ.

При этом события после конфликта между не слишком умелыми, но знаменитыми футболистами и неизвестными, но заслуженными и влиятельными чиновниками развивались совсем не так, как мы привыкли. Если предположить, что на без пяти минут орденоносных автомобилестроителей напали бы не спортсмены, потерявшие разум от миллионных гонораров в европейской валюте, а обычные забулдыги, реакцию полицейских предсказать было бы несложно.

Хулиганы были бы немедленно схвачены, доставлены в участок и, скорее всего, как следует отметелены «за оказание сопротивления сотрудникам полиции». В тот же день их определили бы по камерам, предъявили обвинение и получили признательные показания. Не исключено, что и с помощью подручных средств. Наших же «героев» увещевал явиться на допрос с телеэкранов целый руководитель пресс-службы ГУВД Москвы в звании полковника. Дал им сутки на выветривание из организма одурманивающих веществ и только после этого мягко намекнул про федеральный розыск. Но даже такое несвойственное в обычной жизни стражам порядка дружелюбие не помешало полузащитнику «Краснодара» Мамаеву опоздать более чем на час.

Впрочем, и сами зачинщики мордобоя в фешенебельном кафе, потратившие за несколько часов до случившегося в стриптиз-клубе около двух с половиной миллионов рублей, по большому счету оказались в СИЗО лишь потому, что неправильно выбрали жертв. Если бы они напали не на изобретателей президентского лимузина, а на рядовых граждан, зашедших поутру на чашечку кофе, то дело, очевидно, закончилось бы примирением сторон.

Финансовые возможности Кокорина с Мамаевым вполне позволили бы им с легкостью откупиться от потерпевших. Столичное полицейское управление уже подтвердило информацию о том, что футболисты сразу же после драки предлагали сотрудникам кафе пять миллионов рублей только за то, чтобы приобрести запись с камер видеонаблюдения. Обычный потерпевший, скорее всего, довольствовался за отказ от претензий и суммой на два-три порядка меньшей.

Дело здесь вовсе не в отсутствии чувства собственного достоинства, и тем более денег, у тех, кто не занимает высокие должности в министерских кабинетах. В конце концов кафе, где произошло избиение, не из дешевых. Просто обычные граждане сегодня настолько не уверены в том, что полиция способна их защитить, что часто готовы предпочесть осязаемую материальную компенсацию вреда здоровью эфемерному уголовному наказанию преступника.

Кто знает, сели бы Кокорин и Мамаев на скамью подсудимых или за взятку через пять минут оказались бы, посмеиваясь, на свободе? Но тут, как говорится, нашла коса на камень. И теперь выражение «сделать передачу Кокорину» имеет совсем другой смысл.

Дмитрий ЧЕРНОВ