Плата за вывоз мусора в следующем году может шокировать камчатцев
Если бы почти две тысячи лет назад римский император Веспасиан, отвечая на упреки своего сына по поводу введения налога на мочу, собираемую из общественных туалетов, не сказал: «Деньги не пахнут!», – эта фраза, несомненно, родилась бы в России 1 января 2019 года. Именно с этой даты во всех регионах страны, в том числе и на Камчатке, резко возрастет размер платы за вывоз мусора.
Комитет по экологии Госдумы на днях подтвердил: расходы по этой статье как для жильцов, так и для предприятий возрастут даже не в разы, а в десятки раз. Таковы первые результаты реализации постановления Правительства РФ № 269 от 4 апреля 2016 года «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».
Механизм его действия заключается в следующем. Сейчас плата за вывоз мусора включена в строку «Содержание и ремонт жилого помещения» наших платежек за коммунальные услуги. Ее размер рассчитывался для граждан в зависимости от площади жилья. Обладатели больших квартир платили дороже, чем те, кто живет в малогабаритных хрущевках, независимо от количества жильцов и, соответственно, объема отходов, который они выбрасывают.
Новый порядок, на первый взгляд, более справедлив. За вывоз мусора мы теперь будем платить по отдельной строке, а указанные в ней цифры будут рассчитываться не по квадратным метрам, а по количеству проживающих людей (для жилого помещения), а также работающих, учащихся или обслуживающихся (для учреждений и предприятий).
Плата за избавление от мусора будет зависеть от двух параметров.
Во-первых, от норматива накопления мусора, который устанавливают муниципальные власти. Во-вторых, от тарифа на вывоз килограмма отходов, который устанавливает региональный оператор. В Камчатском крае это ГУП «Спецтранс» – государственное унитарное предприятие, назначенное местными властями ответственным за весь мусор на своей территории. Ожидаемое резкое увеличение платы за мусор объясняется тем, что повышены будут, скорее всего, оба параметра: и норматив, и тариф.
Сегодняшний тариф на вывоз мусора рассчитывается ГУП «Спецтранс», исходя из объема вывозимых отходов. В первом полугодии он составлял 444 рубля 50 копеек за кубический метр, а с 1 июля подрос примерно на рубль. Теперь все будет иначе.
Норматив накопления – это количество мусора, которое образуется в результате жизнедеятельности одного человека в течение года. Нормативы устанавливаются отдельно для жилых помещений и для учреждений, контор и предприятий одинаковых категорий. Каждый регион определяет нормативы для себя сам. Эта работа потихоньку и без особой огласки ведется уже полтора года и началась сразу после выхода правительственного постановления, объясняющего, как это надо делать.
Принцип там примерно таков. Для того чтобы подсчитать, сколько мусора накапливается в том или ином городе или районе, надо выбрать три разных участка. В первом из них должно проживать два процента от населения исследуемой территории, во втором – один процент и в третьем – полпроцента. Затем на каждом из этих участков определяются три контейнерные площадки, куда местные жители носят мусор. Семь дней подряд измеряется объем и вес отходов, которые набрались в контейнерах на этих девяти площадках за сутки. Провести такие измерительные серии нужно четыре раза: зимой, весной, летом и осенью.
Потом полученные данные складываются, к ним прибавляются некие сложные коэффициенты, а суммы делятся на дни и количество проживающих в округе людей. В итоге по формулам, указанным в постановлении, можно вычислить, сколько мусора в среднем продуцирует человеческая особь на данной местности в течение года. Это и есть норматив.
В постановлении указывается, что выбранные для замеров контейнеры должны содержать мусор, производимый всеми категориями граждан и организаций. Соответственно, и нормативы должны подсчитываться отдельно для жилого фонда и для разного типа учреждений и предприятий. Тогда получится объективная картина. Но как можно доверять полученным данным, если в разных регионах наблюдается огромная разница в накоплении мусора одними и теми же категориями учреждений и организаций.
На данный момент на Камчатке, согласно приказу регионального агентства по обращению с отходами № 35 от 2 октября 2017 года, нормативы установлены только для жилья отдельно в городской и сельской местности, а также для детских садов и школ. Согласно этому документу, на каждого дошкольника, находящегося под присмотром воспитательницы и няни, в год приходится 186 килограммов отходов. Очевидно, составители нормативного акта решили, что на нашем полуострове живут какие-то особенные дети, потому что больше маленьких камчатцев дошкольники не мусорят нигде в России.
В детсадах Ставропольского края на ребенка приходится 181 килограмм отходов, В Кирове только 61 килограмм, а в Ленинградской области один воспитанник дошкольного учреждения пополняет местную помойку всего на 43,5 килограмма мусора в год. В четыре раз меньше, чем на Камчатке. Почему? Неужели из-за того, что рядом культурная столица?
Впрочем, школьники на полуострове тоже с отрывом лидируют от своих материковских сверстников в производстве мусора. В среднем они лишь чуть-чуть не дотянули до центнера отходов в год. Норматив для учеников (причем неважно, какого класса) составляет у нас 99,1 килограмма мусора. Для сравнения: в школах Республики Алтай от каждого учащегося образуется 81,4 килограмма мусора в год, в Ставропольском крае – 68 килограммов, во Владимирской области – 34 килограмма, а меньше всего опять в Ленинградской области – 12,4 килограмма отходов.
Аналогичный разрыв существует между региональными нормативами для ресторанов, кафе, продовольственных магазинов, парикмахерских, автозаправочных станций и даже для кладбищ. Но нам пока сравнивать нечего: нормативы по этим категориям предприятий для Камчатского края пока не определены или, как минимум, не опубликованы.
Такой невероятный разнобой в количестве отходов в разных российских регионах объясняется, очевидно, отнюдь не различием в менталитете и не самобытными национальными традициями. Скорее всего, так получилось потому, что правительственное постановление выполнялось, как это часто бывает, тяп-ляп. Лишь бы мусорным чиновникам успеть вовремя отчитаться.
Полагаем, что выглядело это примерно следующим образом. Власть объявляла конкурс на проведение работ. Кто-то его выигрывал. Но не для того, чтобы ходить по помойкам и взвешивать вонючий мусор, как требуется. Понятно, что такое не слишком гигиеничное занятие поручалось дворникам. Никто не знает, взвешивали они там что-нибудь или рисовали показатели на глазок. Глазомер, как известно, у всех дворников разный.
Впрочем, даже если бы все делалось по уму, то и здесь непонятно, как может в одном и том же регионе сельская школа с двумя сотнями учеников выбрасывать столько же отходов, как и городской образовательный комплекс, где счет обучающихся идет на тысячи? Нормативы вычисляются в среднем на каждого школьника, но численность преподавателей почему-то не учитывается совсем. А если, например, образовательное учреждение решит списать и выбросить отслужившие свое приборы, скажем, из кабинета физики, то почему в городе их вес делится на тысячу учеников, а в деревне – всего на сотню?
Такая же ситуация складывается и с нормативами, установленными для населения. Согласно тому же приказу регионального агентства по обращению с отходами от 2 октября 2017 года, каждый горожанин, живущий в многоквартирном доме, накапливает в среднем 567 килограммов мусора в год, а среднестатистический житель такого же многоквартирного дома в сельском поселении выбрасывает всего 469 килограммов отходов. Почти на 20 процентов меньше, причем речь в обоих случаях идет, подчеркнем, о многоквартирных домах.
Те, кто живет в камчатских поселках в индивидуальных домах, мусорят больше своих соседей, обладающих многоэтажной жилплощадью со всеми удобствами. В частном секторе мусорная производительность составляет 493 килограмма на человека. Какого-либо логичного объяснения этому мы не нашли.
Может быть, разница заключается в методике подсчета? Например, возле многих контейнерных площадок в Петропавловске месяцами накапливаются старые автомобильные покрышки. «Вести» не раз писали об этой проблеме, буквально пальцем показывая чиновникам на несанкционированные свалки отработанной резины. Эта категория отходов должна непременно утилизироваться. Просто вывозить покрышки на свалку вместе с остальным мусором нельзя. Поэтому экипажи мусоровозов стараются не замечать покрышки, каждая из которых весит, между прочим, около 10 килограммов. Интересно, при определении нормативов взвешивали брошенную резину только один раз, или каждый день заново? Резину же никто не убирает, или убирают крайне редко.
Такая же ситуация с крупногабаритной мебелью и бытовой техникой, которые, что греха таить, тоже зачастую оказываются рядом с контейнерами для бытовых отходов. Как в агентстве по обращению с отходами учитывали этот, с позволения сказать, мусор? В Москве, например, вывоз крупногабаритных отходов налажен: там достаточно сделать один телефонный звонок и приготовить некоторую сумму денег. У нас подобной системы нет, а пришедшие в негодность шкафы, двери и оконные рамы также неделями и месяцами ждут своего билета на свалку.
Эти вопросы, видимо, в агентстве по обращению с отходами и в ГУП «Спецтранс» предпочитают себе не задавать. В революционном постановлении правительства № 269 об этом тоже ни слова. Остается только надеяться, что кому-то из россиян повезло, и где-то установлены справедливые нормативы на вывоз отходов. Но в большинстве случаев, как мы видим, справедливостью и не пахнет. Поэтому, когда нормативы будут помножены на тарифы региональных операторов, мы увидим в платежках ошеломительные суммы.
Тарифы пока установлены и утверждены только в 20 российских регионах. Камчатского края среди них нет. В принципе, стоимость транспортировки килограмма отходов на свалку или на перерабатывающий завод зависит только от расстояния, которое надо преодолеть, и в гораздо меньшей степени от местных цен на топливо и уровень зарплаты мусорщиков. Но на самом деле все совсем иначе. Во многих местах, где тарифы уже известны, жители были шокированы.
«Рекорд поставлен Красноярским краем. Здесь прогнозный платеж в Туруханской технологической зоне на семью из трех человек увеличится с 230 до 13 тысяч рублей, то есть в 56 раз, – говорит председатель комитета по экологии Госдумы РФ Владимир Бурматов. – В Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа такая же семья с нового года будет вынуждена заплатить две с лишним тысячи рублей вместо прежних 63 рублей, то есть в 33 раза больше. В Республике Ингушетия платеж вырастет в 18,5 раза, в Нижегородской области – почти в 17 раз, в Харабалинском районе Астраханской области – в 9,6 раза, в Курганской области – в 8 раз, в Юрлинском муниципальном районе Пермского края – в 6,6 раза, в Республике Коми – более чем в 5 раз».
По мнению господина Бурматова, это происходит оттого, что, помимо транспортировки мусора, в тарифы зачастую включаются еще и меркантильные интересы местных властей. Это доля, которую они хотят получать от вывоза бытовых отходов, замаскированная под «инвестиции в предприятия по утилизации мусора». Мол, региону нужны такие предприятия, и деньги на них мы соберем с граждан.
Но мусороперерабатывающие заводы могут стать прибыльным бизнесом только в том случае, если система разделения отходов будет работать на уровне каждой отдельно взятой семьи. Если каждый будет еще дома сортировать свой мусор на стекло, батарейки, лампочки, бумагу и пластик, все это впоследствии можно будет по отдельности превратить в сырье или стройматериалы.
Более того, для наиболее вредных отходов первого класса опасности, к которым в быту относятся трансформаторы, конденсаторы, креозол и его остатки, ртутные термометры, асбестовая пыль, синтетические и минеральные масла, на каждой площадке должны быть установлены специальные контейнеры, которые обеспечивают безопасность их транспортировки. Этот контейнер имеет определенную форму, твердое покрытие внутри и подлежит перевозке в защитном чехле. В противном случае, если столь опасные отходы попадут на перерабатывающее предприятие вместе с остальным мусором, они будут угрожать жизни и здоровью работников завода и живущих в его окрестностях людей.
Законодательство в России в сфере разделения мусора только начинает появляться. Так, 31 декабря 2017 года президентом был подписан закон о вводе раздельного сбора мусора и обеспечении стимулирующих мер. Статья закона с поправками в федеральное законодательство в сфере отходов производства и потребления вступает в силу с 1 января следующего года.
Если бы перерабатывать раздельно собранный мусор было выгодно, то у каждой двери стояли бы компании, готовые купить у вас мусор, и муниципалитетам не приходилось бы организовывать службы по его вывозу, платить за сжигание, сортировку и переработку. Но пока определяющее значение здесь имеет безответственность людей, их нежелание создавать себе дополнительный труд. Гораздо проще выкинуть мусор весь скопом, не задумываясь о том, куда он потом отправится. Более того, эти люди живут в тех же домах, что и добросовестные граждане, понимающие важность раздельного сбора мусора, как для экологии, так и для собственного кошелька.
Тем временем, понимая опасность несправедливого тарифообразования, Комитет по экологии Госдумы сейчас пытается привлечь к «мусорным» тарифам внимание Федеральной антимонопольной службы и Министерства природных ресурсов. Пока, правда, безуспешно. Зато население, похоже, уже придумало способ, как сэкономить на платежах за вывоз отходов.
Авторы мусорной реформы, по-видимому, не учли главную проблему, с которой им придется столкнуться. Как именно будет производиться учет количества фактически проживающих в той или иной квартире людей? У кого-то выросли дети и арендовали себе отдельное жилье. Другие, оставаясь прописанными на жилплощади, сдали квартиру бригаде приезжих строителей. Третьи, наконец, вообще привезли и поселили у себя многочисленную родню.
Очевидно, единственным источником информации для расчета ежемесячной платы за вывоз отходов для каждой квартиры являются сведения из паспортного стола о количестве зарегистрированных в помещении на постоянной основе граждан. И в такой ситуации самое элементарное решение, которое приходит в голову, это просто выписаться из квартиры и сделать вид, что в ней никто не живет.
Уличить «жильца-невидимку» почти невозможно. У каждого мусорного контейнера полицейского не поставишь. Да и паспорт, обычно, вынося мусор, с собой не берут.
Дмитрий ЧЕРНОВ