Юристы позвали Константина Слыщенко искать деньги
В начале сентября нынешнего года юридическое сообщество Камчатки вздрогнуло. Правда, пока непонятно – от восторга или от ужаса. Это произошло после того, как ровно три недели назад исполнительный комитет камчатского регионального отделения Ассоциации юристов России утвердил на должность председателя своего попечительского совета депутата Государственной думы РФ отставного прапорщика Константина Слыщенко.
Общероссийская общественная организации «Ассоциация юристов России» (АЮР) была образована в 2005 году по решению коллектива практикующих правоведов, ученых, а также государственных и общественных деятелей. В качестве своей основной задачи они заявили «консолидацию юридической общественности для участия в созидании в России демократического общества и развитии институтов правового государства».
Возглавляет ассоциацию председатель комитета Государственной думы РФ по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. Главой попечительского совета является председатель российского правительства Дмитрий Медведев. Оба они – дипломированные юристы. Причем первый из них доктор, а второй – кандидат наук.
На Камчатке региональное отделение ассоциации было создано в 2010 году. До прошлого года возглавлял его заместитель председателя крайизбиркома Игорь Шамраев. Однако в прошлом году после своей добровольной отставки с поста председателя Арбитражного суда Камчатского края во главе отделения встал Георгий Ильин.
Кстати, пресс-служба арбитража тогда так и не раскрыла истинных причин досрочного увольнения господина Ильина, которому до официального истечения полномочий оставалось еще целых четыре года. Однако для большинства судей и работников аппарата суда отставка руководителя стала неожиданностью. Поговаривали, что уйти Ильину «посоветовали» в Москве. В пресс-службе суда тогда заявляли, что экс-председатель планировал продолжить работать в камчатской судебной системе, но, как быстро выяснилось, у судебной системы на этот счет были совсем другие планы. Пришлось господину Ильину переквалифицироваться в профсоюзные активисты.
Впрочем, если бывший председатель арбитража хотя бы не новичок в юриспруденции – он входил в состав Совета судей РФ, был удостоен званий «Почетный работник судебной системы» и «Заслуженный юрист России» – то каким ветром занесло в профессиональное сообщество правоведов скандально известного в прошлом муниципального чиновника и депутата? Юрист из господина Слыщенко, прямо скажем, как из пингвина сокол. Да и в нижней палате парламента он, нежно выражаясь, далеко не самый влиятельный персонаж.
О том, насколько далек экс-глава Петропавловска от юриспруденции вообще и от профессиональной этики этого корпоративного сообщества в частности, свидетельствует хотя бы то, что он на собственной «инаугурации» в качестве главного попечителя камчатских законников пренебрег негласным, но строгим юридическим дресс-кодом. Деловому костюму предпочел клетчатую сорочку, потертые джинсы и кеды. И рядом с остальными участниками мероприятия выглядел в таком наряде лысым клоуном.
Можно предположить, что непосредственно юридических знаний у Константина Слыщенко немного. Во всяком случае профильного образования у него нет, хотя наличие соответствующего диплома является обязательным условием для членства в АЮР. Может быть, сам депутат Госдумы в душе считает себя правоведом и, не исключаем, порой даже видит себя во сне облаченным поверх джинсов в судейскую мантию. Но единственное высшее учебное заведение, которое он окончил заочно, это бывший Завод-ВТУЗ при ЗИЛе. В середине 90-х годов прошлого века, когда профтехучилища массово становились институтами, а техникумы в одночасье превращались в академии, ВТУЗ был переименован в Московский государственный индустриальный университет и принялся выдавать за умеренную плату дипломы о гуманитарном, юридическом и даже экономическом образовании.
Выбор господином Слыщенко места учебы нам понятен. Его околодепутатский бизнес давно и тесно связан с ремонтом и техобслуживанием автомобилей. Этим занимаются созданные при его непосредственном участии фирмы «ССЦ-Автолюкс Медиа», «Автолюкс-Форвард» и «Автоконтроль».
Но постигать в бывшем ВТУЗе он почему-то предпочел не машиностроение (чему там, по старой памяти, в самом деле учат на высоком уровне) и даже не юриспруденцию (слишком сложно для прапорщика?), а весьма туманную специальность «экономист-менеджер».
Впрочем, для председателя попечительского совета этого вполне достаточно. Тут, как нам кажется, важнее вообще не диплом, а корочки депутата Госдумы и триколор на лацкане.
Дело в том, что, согласно положению о попечительском совета АЮР, основные задачи этого органа заключаются, главным образом, в поиске средств к существованию организации и ее штатных сотрудников.
В документе прямо сказано: «Попечительский совет определяет приоритетные потребности и необходимые направления практической финансовой, материальной и иной поддержки отделения, обсуждает и принимает предложения о возможной финансовой поддержке мероприятий отделения, о нахождении источников финансирования, а также оказывает практическую финансовую, материальную, информационную, организационную и иную поддержку».
Для камчатского отделения АЮР прапорщик-экономист-заочник с мандатом депутата Госдумы во главе попечительского совета, пожалуй, действительно важнее, чем практикующий где-нибудь в адвокатуре коллега. Ведь на полуострове численность членов регионального отделения АЮР не так велика, как хотелось бы экс-председателю краевого арбитража для безбедного существования отделения общероссийской общественной организации.
«Отделение малочисленное, и это неправильно, – сокрушался в интервью местной прессе год назад Георгий Ильин (меньше людей – меньше взносов, тут есть отчего горевать. – Ред.) – Мы же пока даже не знаем, сколько юристов у нас работает в государственных органах, судебной системе, муниципалитетах, учебных заведениях. Сейчас, выполняя поручение центрального аппарата АЮР, мы направили руководителям соответствующие запросы».
Оставим в стороне тот факт, что бывший председатель краевого совета судей не знает, сколько юристов работает на Камчатке в судебной системе. Очевидно, каков поп, таков и приход. Но даже если все без исключения обладатели юридических дипломов на полуострове вдруг вступят в краевое отделение Ассоциации юристов России, их вступительных взносов в размере одной тысячи рублей с носа и таких же ежегодных платежей вряд ли хватит на аренду более солидного офиса, чем квартира на первом этаже хрущевки, на коммунальные расходы, услуги связи. А главное – на жалованье штатным работникам отделения во главе с господином Ильиным, а также на оплату командировок для участия в различных научно-популярных семинарах в России и за рубежом.
Полагаем, что при своем образовательном уровне депутат Слыщенко с таким же успехом мог выполнять функции по поиску спонсорских денег в объединении артистов балета, союзе любителей игры в домино или федерации продавцов обуви. Но потянуло его почему-то именно к юристам.
На своем официальном сайте АЮР рекламирует себя тем, что, влившись в нее, можно получить «возможность общения с лучшими представителями юридической общественности и причастность к крупнейшему юридическому сообществу страны». Действительно, возглавив региональный попечительский совет структуры, где на федеральном уровне аналогичный пост занимает премьер-министр страны, всегда есть возможность ввернуть в каком-нибудь частном разговоре: мы, дескать, с Дмитрием Анатольевичем живем в одном городе…
Но это не единственный бонус для свежеиспеченного председателя попечительского совета. Своим участникам, помимо прочего, АЮР гарантирует еще и рекомендательные письма при трудоустройстве.
После выборов 2021 года такое Константину Слыщенко тоже не помешает.
Дмитрий ЧЕРНОВ,
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ