РЕДАКТОРСКАЯ КОЛОНКА

Визит на Камчатку Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева вызвал оживленные дискуссии в интернет пространстве в основном из-за неожиданного налета экзотики. Дмитрий Анатольевич решил провести встречу с работниками Кроноцкого заповедника под сенью шатра на Халактырском пляже, излюбленном месте отдыха жителей краевой столицы.

Для деловой беседы главное управление МЧС России по Камчатскому краю разбило целый палаточный городок на вулканических песках Халактырки. По требованиям пожарной безопасности в палаточном городке были установлены пожарные щиты, включающие в себя по две бочки с водой, ящик с песком, ведра, топоры, лопаты и ломы. Достаточно курьезно смотрелись емкости с песком, установленные на песке и бочки с водой рядом с океаном.

Также вызвал недоумение выбор подшатровой аудитории. Почему Дмитрий Анатольевич решил встретиться с работниками именно Кроноцкого заповедника? Их бывший руководитель находится под стражей, проходя по обвинению в одном из самых громких уголовных дел на Камчатке. Речь идет о махинациях, связанных с мероприятиями по очистке территории Кроноцкого заповедника, на которые государство выделило около 500 миллионов рублей. Предположительно около половины из приведенной суммы осело в карманах мошенников.

Но оставим пляжную стезю для доморощенных аналитиков от оппозиции.

Не ошибусь, если предположу, что главной темой для Камчатки на совещании, проводимом вне халактырских песков, была энергетическая. По какому пути пойдет развитие энергетики, т.е. самой Камчатки? Будут ли строить гидроэлектростанцию на реке Жупанова (мощность 360 МВт, ориентировочная стоимость 110 млрд рублей) или реконструировать тепловые электростанции ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, работающие на ямальском газе?

Решение о строительстве в Бечевинской бухте терминала сжиженного природного газа (СПГ) уже принято окончательно. Это будет перевалочный пункт для транспортировки СПГ в страны Юго-Восточной Азии. Этим же газом планируют запитать две наши главные камчатские топки. Осталось понять, как ямальский газ будет попадать на наши электростанции. Либо с помощью стокилометрового газопровода из Бечевинки в краевую столицу, либо его будут доставлять к причалу ТЭЦ-1 сравнительно небольшими газовозами.

Одно лишь строительство газопровода обойдется государственной казне почти в 20 млрд рублей. А строительство и эксплуатация газовозов, а также вспомогательного флота, нового терминала СПГ в районе ТЭЦ-1 – выльется примерно в такую же сумму. Добавим к этому, что через пять лет на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 нужно будет произвести капитальный ремонт и модернизацию производства, что потребует средств, сравнимых с затратами на строительство Жупановской ГЭС.

Разумеется, ямальский газ будет стоить значительно дороже, чем тот газ, который мы используем сейчас с Соболевского месторождения. Тогда ни о каком удешевлении электро- и теплоэнергии на Камчатке не будет идти речи. Стоимость киловатт/часа и гигакалории вырастет в разы. Пожалуй, одним из главных достижений нынешнего правительства Камчатского края можно считать то, что им удалось убедить Правительство Российской Федерации в необходимости строительства Жупановской ГЭС как производителя сравнительно дешевой электроэнергии.

Не следует забывать, что камчатский газ уже на исходе, а ямальский появится не раньше чем через пять-семь лет.

Дискуссия о строительстве Жупановской ГЭС продолжается с небольшими перерывами вот уже почти сорок лет, а последние шесть лет – особенно интенсивно. После визита Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, похоже, чаша весов склонилась в сторону строительства гидроэлектростанции.

Экономика любого региона может развиваться эффективно только при наличии относительно дешевой электроэнергии. Соответственно услуги ЖКХ могут уменьшиться при условии удешевления электро- и теплоэнергии.

Увы, следует признать, что развитие энергетики на Камчатке шло по бесперспективному, т.е. тупиковому пути.

Не пора ли нам выйти из этого тупика?

Вячеслав Скалацкий