В Молдавии 2017 год был отмечен жестким противостоянием между президентом Игорем Додоном и правительством, которым кукловодит главный олигарх страны Влад Плахотнюк, пишет украинский еженедельник «2000». Этот теневой правитель государства подмял под себя парламент, правительство и Конституционный суд (КС), приложив немало усилий, чтобы максимально отдалить Додона от принимаемых решений. В 2018 году в РМ должны состояться парламентские выборы, которые станут определяющими для геополитического вектора государства на ближайшие годы.
На протяжении года власти Молдовы под тем или иным предлогом ограничивали въезд в страну российских журналистов, экспертов и политологов. Каждый раз причины находились разные: от отсутствия аккредитации до обвинений в пропаганде. А ряд молдавских депутатов, мечтающих о сближении с Румынией, приводит опыт Украины и призывает полностью запретить все российские СМИ на территории РМ.
7 декабря парламент Молдовы решился-таки запретить в стране новости и информационно-аналитические программы на телевидении и радио, продуцируемые российскими СМИ. Проект поправок в кодекс о телевидении и радио гласит, что новости, которые транслируют молдавские бродкастеры, должны быть произведены в странах ЕС, США и Канаде и государствах, подписавших конвенцию о трансграничном телевидении. Учитывая, что Россия не ратифицировала эту конвенцию, аналитики тут же отметили, что данный закон направлен исключительно на выдавливание российских новостей из молдавского эфира.
По мнению парламентариев Молдовы, это не должно касаться развлекательного контента и сериалов. Все ведущие молдавские телеканалы более чем на 50 % транслируют российский контент, и если запретить весь телевизионный российский продукт, это разрушит медиаимперию Влада Плахотнюка. Румынские телепередачи и сериалы, как бы ни пытались их насильно внедрять, так и не стали массово популярными и не смогли заменить российские.
Президент Игорь Додон отказался подписывать принятый закон, посчитав его очередной провокацией нынешних властей. «Я выступаю категорически против обострения отношений с нашими российскими партнерами ради удержания власти в партии, которая потеряла доверие населения и пытается угодить Западу. И буду блокировать принятие любого закона, направленного на то, чтобы посеять раздор в обществе», – сказал Додон.
Законопроект вернулся в парламент на доработку, и, после повторного отказа президента его подписывать, 5 января Игоря Додона в очередной раз отстранили от власти, и данный закон был принят.
История ничему не учит, а только наказывает за невыученные уроки, писал историк Ключевский. В свое время именно язык, а не территории, стал водоразделом между правым и левым берегом Днестра.
Инициатива парламентариев о запрете российского информационного продукта уже сталкивается с блокированием на местах. Власти некоторых регионов страны открыто заявили, что не собираются подчиняться принятым поправкам. Например, по словам башкана (главы) Гагаузии Ирины Влах, автономия не собирается отказываться от российских информационных программ. «Это решение нарушает право граждан Республики Молдова на доступ к информации и в особенности затрагивает русскоязычную аудиторию и жителей Гагаузии. Очевидно, что следствием принятия этого законопроекта станет очередное обострение в отношениях между РМ и Российской Федерацией, что также не отвечает национальным интересам нашей страны», – заявила Ирина Влах.
Она напрямую обвинила парламентариев, что под видом «борьбы с информационной угрозой» ведется борьба с русским языком. «Российские СМИ в соответствии с региональным законодательством продолжат вещать в полном объеме», – отметила башкан Гагаузии.
Позицию гагаузов поддержали болгары, компактно проживающие рядом с автономией. Также свое несогласие высказали депутаты городского совета Бессарабки (городок на самой границе с Украиной), заявление об осуждении принятого закона зачитали и на заседании муниципального совета второго в стране по величине города Бельцы. Таким образом, парламентское большинство, принимая подобные законопроекты, фактически раскалывает страну.
Складывается ощущение, что правительство, возглавляемое Павлом Филипом, планомерно и методично искало поводы, как лично унизить президента и испортить отношения с Россией. Каждый визит Игоря Додона в Москву преподносится в молдавских СМИ, большинство из которых принадлежат Владу Плахотнюку, с издевкой и иронией.
Надо отметить, что президента уже трижды отстраняли от исполнения обязанностей. 17 октября это произошло, чтобы назначить министром обороны человека, близкого к Демократической партии Молдовы (ДПМ). 2 января текущего года, чтобы переформатировать правительство, президента вновь отстранили, так как он не был согласен с кандидатурами новых министров. И наконец 5 января это было сделано, чтобы подписать законопроект, запрещающий российский информационный контент.
В ДПМ, возглавляемой и контролируемой Плахотнюком, прекрасно понимают, что несмотря на колоссальный админресурс они потеряют монополию во власти. На сегодняшний день по всем опросам ДПМ набирает не более 4–7 %. Слишком велик антирейтинг Плахотнюка. Как бы ни старались его телеканалы сделать из него великого благотворителя, мецената и в целом спасителя страны, ничего не помогает. Наверное, в правительстве и решили, что виной тому российские СМИ.
Уже сейчас понятно, что главная борьба за места в парламенте развернется между социалистами Додона (ПСРМ) и партией «Действие и солидарность» Майи Санду. Именно последнюю силу, скорее всего, будет поддерживать медийно (и, возможно, финансово) Брюссель.
Правительство и парламент сегодня – хромая утка: что-либо созидать они уже не могут и стараются максимально осложнить будущим элитам налаживание отношений с Москвой. Среди подобных помех и новые поправки в законопроектах, и ничем не обусловленный отзыв молдавского посла из РФ. Даже аналитики, близкие к Демократической партии, не поняли этого шага.
Конституционный суд, как послушная копировальная машина, штампует все, что придумывает правительство ДПМ. Так, 11 декабря КС одобрил поправки в основной закон, закрепляющий внешнеполитический курс страны исключительно как евроинтеграцию. Уже звучат призывы карать тех, кто будет использовать в предвыборной риторике лозунги за сближение с Россией. И при этом никого в КС не смутило, что в главном законе страны запрещено создание государственной идеологии.
Прошедший год был переходным, и политические силы, скорее, играли в тактические игры и накапливали силы. Поэтому именно 2018 год должен стать определяющим. От того, кто победит на парламентских выборах в наступившем году, зависит, каким курсом пойдет Молдова. И наши соседи еще могут преподнести нам удивительные сюрпризы.
(www.svpressa.ru)