В начале декабря на конференции «Сто шагов к благоприятному инвестиционному климату» министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка заставил присутствующих распутывать клубок причинно-следственных связей своих замысловатых рассуждений.
Наша газета тоже попыталась донырнуть до самого дна его умозаключений об инвестиционном климате на Дальнем Востоке. Начал он с простого, сказав, что управленческие команды Приморья, Камчатки и Чукотки показывают низкие результаты в вопросах улучшения инвестклимата. Далее цитирую господина Галушку: «В этих регионах основные проблемы и основные недоработки. Это вызывает непонимание, как что-то получается в Хабаровском крае и не получается в Приморье. Нет у этого никакого объяснения, кроме как качества работы региональных управленческих команд». Если переводить речь уважаемого министра с русского на русский, то становится понятно, что он обвиняет в плохой работе управленческие команды регионов и, не переводя дух, обобщает, что главными проблемами, мешающими развитию бизнеса на Дальнем Востоке, являются «недоступность финансирования и высокое административное давление». После его слов головы бизнесменов должны были перенакалиться.
Во-первых, что означает «недоступность финансирования»? Если речь идет об инвестициях, то инвесторы – это как раз те люди, которые сами вкладывают деньги в развитие территории. Другое дело, когда мы говорим о развитии бизнеса в самих регионах. Тогда не нужно путать божий дар с яичницей. Во-вторых, правила игры для получения финансовых средств от министерства развития Дальнего Востока устанавливает сам господин Галушка. Стоит ли на зеркало пенять, когда что-то не нравится в отображении? В-третьих, говоря про высокое административное давление, Александр Галушка не раскрывает, как это происходит в регионах.
Например, министерству по развитию Дальнего Востока не понравился какой-то предприниматель, ну рылом не вышел. Что с ним сделает уважаемое министерство? Наверное, создаст ему максимальные трудности, и никто не будет разбираться, почему у предпринимателя произошел конфликт с министром. Потому что министр всегда прав. А если предприниматель будет судиться, то ему и вовсе небо с овчинку покажется. Вот это и называется административным давлением. По такому принципу работают все исполнительные органы власти в Российской Федерации, и Дальний Восток не является исключением. Чтобы это понять, не нужно быть министром. Небо голубое, вода мокрая, трава зеленая, а Волга впадает в Каспийское море…
Сама конференция, как уже упоминалось выше, называлась «Сто шагов к благоприятному климату». Хотелось бы понять, почему до благоприятного инвестиционного климата нам осталось всего сто шагов, а не, например, сто двадцать? Среднестатистический россиянин, кому уже перевалило за 45, тревожно относится к подобного рода метафорам. Если кто-то позабыл, то в свое время (в 1995 году) лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский назвал свою программу перехода от социализма к капитализму в России «500 дней». Вы можете представить себе этот путь? Смешно? Но Явлинский не шутил.
Немного ранее министр Александр Галушка сообщил, что на Дальнем Востоке будет образован (цитирую): «новый фонд субсидирования и гарантийной поддержки бизнеса». А куда подевался старый? И как будет функционировать новый фонд? Какие документы должен представить предприниматель во вновь созданный фонд, чтобы получить субсидию? И каков будет максимальный размер субсидии? И главное, кто будет решать дать деньги или погодить? Одним словом, получится не фонд, а один большой коррупционный риск. Складывается впечатление, что дерзновенный министр просто не знает, что делать с Дальним Востоком. Нам, дальневосточникам, остается лишь подождать, когда господин Галушка прошагает свои сто шагов к благоприятному инвестиционному климату либо пойдет на повышение подальше от Дальнего Востока.
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ