Серьезные наказания предусмотрены и для тех, кто оказывал вербовщикам содействие
Террористы в Сирии терпят поражение, и в связи с этим спецслужбы ожидают приезда в Россию до тысячи вербовщиков экстремистов. Чтобы проблема в будущем не стала катастрофической, законодатели решили разработать превентивные меры. Госдума 16 ноября приняла в первом чтении законопроект, ужесточающий наказание за вербовку террористов. При этом депутаты подчеркнули, что проблему нужно решать комплексно.
По словам одного из авторов законопроекта, члена Комитета Госдумы по международным делам Адальби Шхагошева, экстремизм, терроризм и их пропаганда – это самый сильный вызов и угроза национальной безопасности любой страны. «Противодействие этой угрозе и есть цель нашего законопроекта, – сказал депутат. – Предлагается ввести изменения в 205-ю статью Уголовного кодекса и выделить из этой статьи такие действия, как организация террористического сообщества, террористической деятельности, угон транспорта с целью совершения теракта, захват заложников, который повлек смерть человека». За склонение, вербовку и вовлечение в эти преступления предлагается ввести наказание от восьми до 20 лет тюрьмы вплоть до пожизненного лишения свободы. За вербовку с использованием служебных полномочий вводится минимальный уголовный срок 20 лет и штраф один миллион рублей.
Адальби Шхагошев подчеркнул, что в Сирии международные террористические организации понесли серьезные потери – от 60 тысяч до 100 тысяч террористов. И сейчас перед ними стоит задача вновь завербовать новых боевиков. Так что законопроект очень актуален. «Вербовщик является главным орудием террористов и действует в подполье совершенно незаметно, – отметил парламентарий. – Существующее наказание от 5 до 10 лет и штраф до 500 тысяч вербовщика не останавливает».
По прогнозу спецслужб, люди, которых не уничтожили в Сирии, будут возвращаться на родину и пытаться вербовать новых членов банд и заниматься подготовкой терактов. По словам Адальби Шхагошева, международный терроризм финансируется целыми государствами и финансовыми институтами, и «с деньгами у них все в порядке». Точных данных о потенциальном числе боевиков нет, но по разным оценкам может вернуться от 500 до 1000 вербовщиков. Авторы законопроекта рассчитывают, что ужесточение наказания может остановить преступников.
В Сирии на стороне террористов воюют не только выходцы из Средней Азии, но и 700 немцев, 600 французов, более 500 американцев. Поэтому Адальби Шхагошев предложил обратиться к парламентам европейских стран, чтобы они взяли пример с Госдумы и приняли меры по ужесточению наказаний для вербовщиков. «Очень часто мы оставались один на один с международным терроризмом. Если нас не слышат спецслужбы, то, может, услышат парламентарии», – подчеркнул законодатель.
Депутаты всех фракций поддержали инициативу, но подчеркнули, что с терроризмом надо бороться комплексно.
Итоги обсуждению подвел зампред Комитета Госдумы по госстроительству Александр Грибов, предложивший коллегам обратиться к науке. Изначально ученые считали, что у терроризма экономические причины, а сейчас наука сходится во мнении, что у истоков терроризма стоят социально-психологические факторы. «Законопроект учитывает все современные передовые тенденции, – сказал Грибов. – Коллеги смотрят в завтрашний день и предлагают адекватные меры по борьбе с терроризмом».
(www.pnp.ru)