Завершено расследование громкого уголовного дела в Камчатском крае, возбужденного по факту смерти
Григория Ахары
Как сообщала газета «Вести» от 18 января 2017 года № 1 (133), «…10 января в Петропавловске-Камчатском машина скорой помощи ехала на срочный вызов, однако во дворе дома дорогу спецтранспорту преградила иномарка, за рулем которой находилась Ульяна Лобанова.
Между пассажиром иномарки (это был муж Ульяны Роман) и водителем «скорой» началась перепалка. Автомобиль освободил проезд примерно через 10 минут после начала инцидента. 21-летний Григорий Ахара, которому требовалась помощь врачей, скончался. Трагедия вызвала широкий общественный резонанс в России. Большая часть неравнодушных людей сходится во мнении, что действия Ульяны Лобановой, не пропустившей «скорую», привели к смерти парня. В городской станции скорой помощи о подробностях инцидента рассказывают следующее: «Вызов был экстренный – сказали, что парень не дышит. Возле дома машина «скорой» оказалась спустя три минуты после звонка. Однако узкий придомовой проезд перегородил другой автомобиль. Водитель сигнализировал встречной машине дальним светом, включал спецсигнал, говорил по громкой связи, но иномарка не уступала дорогу. На видеозаписи с видеорегистратора видно, что девушке, сидевшей за рулем, не составило бы труда отъехать в ближайший «карман». Однако вместо этого из автомобиля вышел мужчина, начал бросаться на машину «скорой» и оскорблять медработников. Пришлось вызывать полицейских, которые заставили горожан уступить дорогу. Инцидент занял примерно 10 минут. Когда врач наконец попала в квартиру, выяснилось, что молодой человек мертв». Представитель городской станции скорой помощи Галина Куликова: «Конечно, нельзя утверждать, что парень умер из-за того, что горожане задержали врача, поскольку неизвестно точно, когда наступила смерть. Возможно, он умер еще до звонка нам. Можно сказать только, что из-за них снизились шансы молодого человека своевременно получить помощь. Во многих случаях решающее значение имеют минуты и даже секунды». По ее словам, врач действовала в этой ситуации правильно: «Она даже вышла на улицу, несмотря на инструкции, и потребовала пропустить спецмашину. Однако поведение мужчины из перегородившего проезд автомобиля было неадекватным, поэтому водитель «скорой» буквально затащил врача, обратно в салон. Идти пешком означало рисковать здоровьем и жизнью. Кроме того, в «скорой» много реанимационной аппаратуры, и не известно, какая могла понадобиться в этом случае», – рассказала руководитель. По словам Галины Куликовой, причина смерти молодого человека ей неизвестна.
Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова прокомментировала инцидент со «скорой» на Камчатке. Она назвала произошедшее безобразием, но высказала мнение, что врачи могли бы пойти к больному пешком: «Это безобразие, конечно, Следственный комитет разберется с ситуацией, но здесь оказалось, что человеческие амбиции и одной, и другой стороны оказались выше интересов конкретного больного. В подобных ситуациях водитель может оставаться выяснять отношения, а врачи в соседний подъезд идут пешком», – сказала Вероника Скворцова. По мнению главы Минздрава России, определенную роль в инциденте сыграли особенности менталитета медицинских работников. «С другой стороны, вызывает возмущение поведение водителя легковой машины и тех пассажиров, которые, понимая, что перед ними «скорая», позволили какие-то там споры и выяснения, отражающие еще низкий интеллектуальный уровень», – отметила министр. Среди гневных строк в соцсетях имеются и другие. Петр Шкуматов, известный блогер и лидер движения «Синие ведерки» доказывает, что в инциденте со скорой помощью, которую будто бы не пропустила женщина-водитель, общественный гнев направили не в ту сторону. Дадим слово человеку, разбирающемуся в ситуации. «Давайте посмотрим на факты», – предлагает Петр Шкуматов на своей странице в «Фейсбуке». – Факт 1. Мы имеем видеозапись, в которой водитель скорой шарахается по каким-то тупикам, прямо заявляет, что не знает, куда ехать, это занимает 3 минуты видео. А сюжет с автомашиной, которая стоит напротив «скорой», занимает 40 секунд. СОРОК СЕКУНД против ТРЕХ МИНУТ!!!
Факт 2. Слушайте внимательно видео на 3:20. Пассажир автомобиля говорит водителю «скорой»: «В сторону возьми, и мы разъедемся», на что водитель скорой начинает быковать: «Убирай машину, тебе сказали!» Пассажир говорит: «Еще раз говорю, в сторону возьми, и мы разъедемся». Где вы видите нежелание уступить «скорой»? Наоборот, водителю «скорой» был предложен самый быстрый вариант – разъехаться на узкой и заснеженной дорожке.
Факт 3. На 5-й секунде видео показаны столбы левее от центра кадра. Таким образом, в начале «расширенного» видео водитель выезжает… из тупика. Это означает, что существует полное видео, в котором водитель в этот самый тупик заезжает. Сколько времени потерял водитель «скорой», заехав в тупик?
Факт 4. Как получилось, что водитель скорой заехал в этот самый тупик? Ответ на этот вопрос найти совсем нетрудно, но нужно приглядеться, возможно, мне помогает многолетний опыт локализации геобагов. Попробуйте на гуглокарте поискать по адресу «ул. Циолковского, 30, Петропавловск-Камчатский, Камчатский край». Флажок стоит на доме 36, который находится около ранее упоминавшегося тупика. Т. е. в тупик водилу завел… навигатор!
Кто виноват в том, что «скорая» приехала поздно? Водитель «скорой», который ехал по навигатору и заехал в тупик, или водитель легкового автомобиля, с которым диалог длился 40 секунд? Мне кажется, что ответ очевиден.
По информации сотрудников ГИБДД, патрульная машина ДПС находилась в районе торгового центра «Пирамида» и оформляла ДТП, когда поступил сигнал о том, что не пропускают машину скорой помощи. Полицейские тут же выехали на место, где находилась только «скорая». Машины Лобановых уже не было. Так что и тут есть некоторые неточности в информации сотрудников городской станции скорой помощи, утверждавших, что только ГИБДДшникам удалось разрешить конфликт. Машина нарушителей была обнаружена позднее. В отношении водителя был составлен протокол «по факту непредоставления преимущества спецтранспорту и неправомерного применения дальнего света», а в отношении пассажира – как «на пешехода, мешавшего дорожному движению». Более того, в ГИБДД нам сообщили, что видеорегистратор из машины не изымался, на это не было никаких причин. Видеозапись им была предоставлена самими сотрудниками «скорой» именно в таком виде. Далее наложена запись следующей поездки бригады.
Почему исчезла часть, где «неадекватный» гражданин Лобанов якобы бросался на капот и угрожал всем расправой, да так убедительно, что запугал всю бригаду, в журналистском «расследовании» Олега Лурье ничего нет…».
Следственный отдел по городу Петропавловску-Камчатскому Следственного комитета Российской Федерации по Камчатскому краю прекратил уголовное дело, возбужденное по признакам преступления, предусмотренного по ч. 1 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Другими словами, речь шла о несвоевременном оказании неотложной медицинской помощи жителю краевой столицы Григорию Ахаре якобы из-за того, что машину скорой помощи не пропустил проехать по адресу наш земляк Руслан Лобанов. Следствие установило (цитирую): «… смерть 21-летнего парня наступила в результате острого отравления компонентами бытового сжиженного газа, наиболее вероятно являлась рефлекторной (мгновенной) и непредотвратимой, даже в случае оказания ему своевременной неотложной медицинской помощи». Т. е. когда двоюродный брат Григория Ахары Денис вызывал скорую помощь, пациент был уже мертв. Поэтому причинно-следственной связи между действиями Руслана Лобанова и наступлением смерти Григория Ахары нет, а значит, нет и уголовного дела. Пешеход, не пропустивший скорую помощь, привлечен к административной ответственности. Медицинским работникам, находящимся в автомобиле скорой помощи в 10 метрах от нужного подъезда и не соизволившим пешком преодолеть это пространство, не объявлен даже выговор. Возмущение в социальных сетях обрушилось лишь на чету Лобановых. Мы их не защищаем, но, согласитесь, что работники скорой помощи в этом случае, по нашему мнению, не исполнили свой долг. Ссылка на то, что муж Ульяны Лобановой вел себя неадекватно и мог причинить вред здоровью, на наш взгляд, не выдерживает критики. Похоже, что следствие для себя решило не наказывать врачей, иначе скоро вообще некому будет ездить на вызовы.
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ