Страны Восточной Европы отказались выполнять решение Суда ЕС по приему мигрантов. Это явный бунт на корабле Евросоюза. Сможет ли Брюссель его подавить?
Суд Евросоюза отклонил иски Венгрии и Словакии, которые требовали отменить квоты на прием мигрантов, обязательные для всех стран союза. Высшая судебная инстанция ЕС подтвердила решение Еврокомиссии: каждое входящее в Евросоюз государство обязано разместить на своей территории определенное число беженцев, прибывших в Грецию и Италию. При этом позиция правительств или парламентов не имеет значения: Брюссель постановил – извольте выполнять!
В этой ситуации надо обратить внимание на два момента.
Во-первых, на обоснование решения суда. Он постановил: распоряжение Еврокомиссии (ЕК) по квотам не является законодательным актом и поэтому не нуждается в утверждении парламентами стран ЕС. Но при этом обязательно к исполнению, т.к. принято для эффективного и быстрого реагирования на чрезвычайную ситуацию. И раз уж действия ЕК временные, то пусть они не во всем соответствуют европейскому законодательству, это неважно.
Логика Суда ЕС такова: в чрезвычайных ситуациях Еврокомиссия (исполнительный орган Евросоюза) может принимать временные решения, не соответствующие законам ЕС, но обязательные для исполнения всеми союзными государствами, мнение которых ЕК вправе не учитывать.
И после этого еще кто-то будет поминать недобрым словом «советскую диктатуру» в Восточной Европе! Да советский Кремль и думать не мог о подобной системе принятия чрезвычайных временных решений на международном уровне — без предварительного законодательного введения режима ЧП, без формальных консультаций с правительствами и парламентами союзных стран! Такой творческий подход к демократии – с «временным» превращением ее в диктатуру «в чрезвычайной ситуации» – под силу лишь истинно демократическим государствам!
Второй момент, обращающий на себя внимание, – это твердая решимость восточноевропейцев проигнорировать решения Суда ЕС. И в Будапеште, и в Братиславе заявили, что свою позицию не меняют и будут искать возможности оспорить вердикт и избежать его выполнения.
Как и где обжаловать решение Суда ЕС – большой вопрос: это высшая судебная инстанция Евросоюза. Проще отказаться. Тем более что пример уже подала Польша. Она хоть и не присоединилась к иску Венгрии и Словакии, но всей душой их поддерживала, а потом глава польского МИДа Витольд Ващиковский заявил буквально следующее: «Не будем выполнять это решение… польская безопасность важнее, чем такого рода опрометчивые решения европейских институтов».
Поляки, видимо, потому и не обращались в суд, что понимали бессмысленность этого шага и изначально не собирались считаться с мнением судей. Еще в мае министр внутренних дел Польши Мариуш Блащак намекал, что беженцы страшнее санкций со стороны ЕС.
Таким образом, Варшава демонстрирует готовность поддержать и при необходимости возглавить движение «диссидентов» в рядах ЕС – подобно тому, как она брала на себя «обязанность» возглавлять диссидентов внутри Восточного блока. Роль для поляков привычная. И можно не сомневаться, что при этом они будут просто счастливы пойти против мнения и интересов своего заклятого союзника – Германии.
Берлин же, само собой, остался доволен решением Суда ЕС. «Ожидаем, что все европейские партнеры будут придерживаться этого решения и реализуют все решения без колебаний», – выразил надежду глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль.
Ожидать, конечно, можно. Гораздо сложнее добиться, чтобы восточноевропейские народы и страны согласились открыть границы и впустить мигрантов. Не хотят – и точка. Дело не только в поляках, венграх, словаках или чехах. Не хотят и австрийцы. Они не жалуются в суд, но прилагают все усилия, чтобы выжить чужаков: например, намерены резко сократить пособия мигрантам.
Весьма показателен на этом фоне и пример Болгарии. С 1989 года, когда рухнул коммунистический режим, ее население сократилось с 9 млн до почти 7 млн человек. К 2020 году ожидается падение до 5 млн, передает ВВС. Это депопуляция (что само по себе весьма любопытно и очень красноречиво характеризует политику европейской интеграции) — но даже под ее угрозой болгарские власти не хотят впускать мигрантов. Напротив, для защиты от нашествия ближневосточных беженцев они возвели забор на турецкой границе. Сложно сказать, насколько эффективным он будет при дальнейшем сокращении населения Болгарии: давно известно, что природа не терпит пустоты…
Но стремление восточноевропейских государств и их общества максимально отгородиться от угроз миграции, пусть даже вразрез с политикой «старших товарищей» по ЕС и всего Евросоюза, – это стремление налицо и ослабевать не будет. Вряд ли его усмирит постановление союзного суда.
И тут нужно помнить, что именно вопросы миграционной политики лежали в основе решения Британии покинуть ЕС. Бунт венгров, словаков, поляков, поддержанный чехами, болгарами и австрийцами, может дорого обойтись Евросоюзу.
(www.pravda.ru)