Министр образования РФ Ольга Васильева на прошлой неделе громыхнула очередным заявлением. Она высказалась за «возврат к лучшим традициям советской школы». По ее мнению, воспитание гражданина в советское время было более важной задачей, нежели получение образования. Внезапно для себя она открыла, что сегодня «духовно-нравственному воспитанию детей в школах уделяется меньше внимания, чем натаскиванию на ЕГЭ».
Ольга Юрьевна по ходу выступления вразумила учителей, попросив их больше бывать со школьниками во внеурочное время «время, когда мы с ребенком можем работать, говорить и что-то делать, чтобы он стал гражданином нашей страны». Госпожа Васильева, видимо, имеет весьма поверхностное представление о современной школе. Министерство образования РФ за последние 10 лет буквально завалило учителей требованиями о предоставлении бумажной отчетности и на 70% превратило работу директоров в непрерывное заполнение каких-то документов, которые позарез нужны Министерству. Так, что для учителей просто не остается времени для внеурочного общения с учениками. Министр образования РФ поставила задачу российскому учителю «постоянно оставаться в контакте с ребенком и быть для него примером». Она словно забыла, что у ребенка есть родители, и они являются главными действующими лицами в процессе учебы в средней школе и воспитании гражданина нашей страны.
Так называемое натаскивание на ЕГЭ происходит исключительно по вине Министерства образования, возглавляемого Ольгой Васильевой.
Наша газета неоднократно говорила о том, что главный конфликт, связанный с ЕГЭ, заключается в предъявлении непомерно высоких требований к знаниям ученика при сдаче экзаменов, по сравнению с теми, которые он получил в школе. В результате чего учителя в лучшем случае должны натаскивать детей на ЕГЭ (иначе те не сдадут экзамен), в худшем – родители вынуждены нанимать своим чадам репетиторов. Наш министр образования справедливо мечтает создать стандарты образования по каждому предмету, правда, понимает она их по-своему. С одной стороны ей хочется создать единый учебник, с другой стороны сохранить вариативность в образовании, т.е. по одному и тому же предмету допускается обучение по различным учебникам, например, истории. Особенно умиляет ее желание ввести уроки труда в средних школах. Сначала она хотела возродить предмет «астрономия». Но после того как педагогическое сообщество начало задавать вопросы вроде – где взять учителей астрономии, а главное, где найти время для этих уроков в расписании занятий, госпожа Васильева быстро переключилась на уроки трудового воспитания и внешкольного общения учителей с учениками. Но особенно удивила Ольга Юрьевна призывом вернуться «к советской практике – вывозить школьников на производство, чтобы готовить их к работе в сфере сельского хозяйства». Здесь следует сделать паузу и вспомнить эти самые советские практики.
В свое время мне довелось учиться в советской школе, которая, начиная с пятого класса, вывозила школьников для сбора картофеля на колхозно-совхозные поля. Нас снимали с уроков, и в течение месяца мы помогали государству решить продовольственную программу. Так же дело обстояло с морковью, сахарной свеклой и т.п. Каждый год учителей и школьников отрывали от учебных занятий почти на полтора месяца и заставляли трудиться на бескрайних полях великой Родины. Нынешний министр образования Ольга Васильева, родившаяся в 1960 году, снова пытается воскресить подобное трудовое школьное воспитание? Не считаю, что подобный опыт можно считать положительным. Школы сокращали учебные часы, что приводило к нанесению ущерба учебному процессу.
В своем выступлении Ольга Юрьевна коснулась вопросов уборки помещения классов и территорий вокруг школ. Она ни много ни мало решила изменить закон, запрещающий привлекать учеников к труду, не предусмотренному обязательной программой. Другими словами министр проголосовала за уборку.
Внимательно слушая министра образования РФ Ольгу Юрьевну Васильеву, невольно ловлю себя на мысли, что ей страшно неуютно занимать свою должность. Иногда возникает ощущение, что она просто не знает, что делать и поэтому просто пересказывает сладкую тоску по советской школе. За 11-летнюю учительскую практику госпожа Васильева прошла путь от преподавателя музыки в средней школе до преподавателя истории, потом ушла трудиться в институт истории СССР. В конце 80-х – начале 90-х годов она правильно почувствовала веяние времени и стала глубоко изучать патриотическую деятельность русской православной церкви в советское время. Ее заметили и пригласили работать во вновь созданный Центр истории религии и Церкви Института российской истории Академии наук. Целых четыре года она преподавала в Сретенской духовной семинарии. Затем внезапно окончила дипломатическую академию МИД РФ по специальности «Международные отношения». Ее ищущая душа не остановилась на международных отношениях, и в 2012 году Ольга Васильева была назначена на должность заместителя директора Департамента культуры Правительства РФ. Побыв там недолго, пришла трудиться заместителем руководителя управления по общественным проектам Администрации Президента РФ. В августе 2016 года, уже хорошенько подзабыв свою работу в средней школе, она была назначена министром образования РФ и стала ронять министерские умозаключения, как драгоценные бусы на серебряный поднос образовательных прожектов, выбивая громкие почти музыкальные, но, увы, бесполезные звуки. Все-таки министр не забыла, что по первому образованию является учителем пения. Нам еще повезло, что в каждой школе она не заставила создать хоровые капеллы и не устроила битву хоров во внеурочное время для «воспитания гражданственности» и тренировки слуха. Представляете, едете вы в автобусе на картошку – поете, возвращаетесь – поете, идете в школьную столовую – поете, из школьной столовой – тоже поете. Вот так за пением и дурные мысли в голову не будут лезть. Гениально…
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ