Россияне, способные иронизировать над собой даже в самые трагичные времена, придумали анекдот. В 1916 году на рождество встречаются две домохозяйки. Одна говорит другой: «Какой же был тяжелый високосный 1916-ый год! Слава богу, он заканчивается». Ее подруга отвечает: «Да, 1917-й будет лучше. Наконец-то Распутина убили окаянного, теперь все пойдет по-другому! Сколько же можно терпеть?»
События столетней давности заставляют нас вновь и вновь задуматься об особом российском пути развития. Как известно, в 1917 году произошли две революции. Сначала «Февральская буржуазная», прибегая к терминологии большевиков, затем «Октябрьская социалистическая». Октябрьская революция, наряду с буржуазной обозначила точку отсчета очередной российской кровавой смуты – величайшей национальной трагедии нашего государства.
К тому времени уже третий год шла Первая мировая война, получившая в Европе название Великая. Старец Григорий Распутин, приближенный ко двору Николая II и обласканный им, был убит 16 декабря 1916 года одним из представителей царской фамилии Феликсом Юсуповым. Приведу воспоминания Анны Вырубовой – фрейлины государыни: «Когда в столице узнали об убийстве Распутина, все сходили с ума от радости, ликованию общества не было пределов, друг друга поздравляли. Как выражались: «Зверь был раздавлен», «Злого духа не стало». От восторга впадали в истерику».
Напомню, Григорий Распутин уговаривал царя Николая II не начинать войну с Германией, т.к. она приведет к великой кровавой смуте и уничтожению династии. А во время войны он настойчиво советовал царю не проводить при дворе шикарных балов и празднеств, т.к. это оскорбляло и обижало простой народ. Не будем забывать, что во время войны все четыре дочери царя служили сестрами милосердия при госпиталях. Самые крупные госпитали были развернуты в Зимнем дворце и в окрестностях Царского села. Царская семья на рождество разносила раненым бойцам подарки и щедро раздавала деньги малоимущим.
Представьте в роли сестры милосердия или медсестры дочь генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева – Галину, утешающую раненых бойцов Афганской войны и раздающей им новогодние подарки, не правда ли смешно? Или как сын другого генсека Юрия Андропова подносит чарку со словами благословения орденоносцам той же войны? Мышление нашего народа иногда бывает парадоксальным. Летом 1914 года десятки тысяч людей шли к зимнему дворцу с требованием немедленно объявить войну Германии для защиты православной веры и наших православных братьев на Балканах. Спустя всего четыре года те же люди требовали прекратить войну, начали взрывать православные храмы, убивать своих священников и расстреляли всю царскую семью, включая тяжелобольного несовершеннолетнего цесаревича вместе с царской прислугой. Страну захлестнула волна красного террора. Гражданская война и голод унесли около 10 миллионов жизней россиян. Прав оказался Распутин.
Спустя сотню лет в декабре 2016-го високосного года Россию вновь сотрясли несчастья. Сначала в течение недели в Иркутске от употребления спиртосодержащей смеси «Боярышника» умерли 74 человека. Еще около 130 человек находятся в больнице, в тяжелом состоянии. Об этом позлорадствовали наши украинские славянские «собратья» из администрации Президента Украины Петра Порошенко. Не правда ли, похоже на тех, кто радовался убийству Распутина? В Иркутске был объявлен траур. Не важно, кем были умершие: алкоголиками или проститутками, главное они не были преступниками. Немало наших соотечественников цинично заявляют, что это был естественный отбор (умирающие от передозировки наркотиков и СПИДа – это тоже естественный отбор?). Важно другое – умерли наши сограждане, пусть не очень приятные нам, не вызывающие симпатию в обществе, осужденные даже своими родными. Они – часть нашего народа. Для нас это ТРАГЕДИЯ.
19 декабря 2016 года был убит чрезвычайный полномочный Посол России в Турецкой республике Андрей Карлов.
Всего через шесть дней 25 декабря под Сочи над акваторией Черного моря разбился авиалайнер ТУ-154, погиб 91 россиянин. И снова Россия оделась в траур.
Разумеется, сравнивать события столетней давности с современными можно лишь с большой натяжкой. И трагические предвестники того времени не идут ни в какое сравнение с нынешними. Россия загадочная и пугающая продолжает прокладывать свой исторический путь уверенной поступью через потери, трудности, издевки к самоуважению и величию. Мы уже начинаем слышать ответы на вопросы: Кто мы? Откуда мы? Зачем мы?
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ