ТРЕХЛЕТНИЙ БЮДЖЕТ: ПЕРВЫЙ ПОШЕЛ

Совет Федерации утвердил расходы и доходы государства в 2017-2019 годах
На пленарном заседании 14 декабря Совет Федерации утвердил законопроект «О федеральном бюджете на 2017 и на плановый период 2018-2019 годы». По сравнению с первоначальным проектом Министерства финансов РФ в итоговый документ внесены довольно заметные изменения.
Новый бюджет был сверстан и прошел через парламентское чистилище в рекордно короткие сроки – немногим более чем за два месяца. При этом, по словам Татьяны Нестеренко, заместителя министра финансов РФ, правительственные чиновники потратили всего 39 дней, работая над документом, при нормативе по Бюджетному кодексу 60 дней.
Причины такой экспресс-деятельности понятны: в новый год страна должна входить с новым бюджетом, чтобы избежать неприятных явлений в виде сбоев в платежах и планировании. Однако не покидает и другая мысль: денег в распоряжении государства маловато, чего уж там делить…
Да, по сравнению даже с нынешним, не самым изобильным, годом ситуация с доходами ухудшилась: в федеральный бюджет поступит примерно на триста миллиардов рублей меньше. Как поделить деньги, чтобы соблюсти и социальные нормы, и необходимость поддерживать государственные функции, модернизируя экономику и укрепляя оборону?
В своих предложениях Минфин попытался было ограничить социальные траты в пользу расходов на госуправление (читай, в основном на содержание госаппарата), оборону и безопасность. Не были забыты и регионы, которым, по Минфину, совершенно не нужны были бюджетные кредиты, призванные ликвидировать или уменьшить коммерческие банковские задолженности субъектов Федерации, в которую они попали как раз в основном по вине федерального Центра, передавшего социальные полномочия на места. Но деньги, чтобы осуществлять эти полномочия, почему-то перечислить забыли.
Парламентские обсуждения и поправки депутатов и сенаторов, – а всего было внесено 515 изменений, – отшлифовали эти и другие слабые места правительственного законопроекта, сумма перераспределенных средств в итоге составила свыше 250 миллиардов рублей. В частности, учтена поправка Валентины Матвиенко, в соответствии с которой Кисловодску выделили десятки миллионов рублей на модернизацию городского парка. Не очень большая сумма? В масштабах страны возможно, но для небольшого города с богатой историей и с не очень богатыми жителями значительная, но главное не в этом – именно такие, не очень заметные действия укрепляют связь между рядовыми согражданами и законодателями.
Сергей Рябухин, председатель Комитета по бюджету и налогам Совета Федерации, выделил главные особенности бюджета – долгосрочность и стабильность, а также консервативность в исходных показателях, которая позволяет надеяться с ростом нефтяных котировок на дополнительные доходы. Помимо того, что сенаторы и депутаты настояли на увеличении социальных трат, будет восстановлена система индексации пенсий и социальных выплат, которая в 2016 году в полной мере не функционировала. Около 8 миллиардов рублей дополнительно получат инвалиды и покупатели дорогостоящих лекарств по социальным нормативам.
Не забыты и стратегические приоритеты: дополнительно выделены 10,6 миллиарда рублей на развитие села, продукция которого в последние годы конкурирует с нефтегазовыми экспортными доходами; 25 миллиардов рублей направлены на строительство новых школ, 176,9 миллиарда рублей потратят на то, чтобы реализовать 11 приоритетных стратегических проектов. Правда, как подчеркнула Татьяна Голикова, пока непонятно, какой эффект окажут эти проекты на развитие экономики, и Правительство не представило результирующих оценок.
А что же регионы, их интересы и перспективы? Сенаторам удалось существенно скорректировать явную тенденцию и попытки решить федеральные проблемы, урезая доходы субъектов федерации. Бюджетное кредитование с целью избавиться от коммерческой задолженности сохранится, хотя и в существенно урезанном виде: 200 миллиардов в 2017 году вместо нынешних 310 миллиардов рублей.
Повысят доходы регионов, как утверждают в Министерстве финансов, и с использованием других бюджетных возможностей, через систему субсидий и дотаций, в частности, 40 миллиардов рублей получат российские территории на строительство и модернизацию дорог.
Хотя Татьяна Голикова обратила внимание сенаторов на малоприятный факт: «Правительство совершенно неудовлетворительно исполняет и распределяет субсидии регионам, а это чревато тем, что неиспользованные по вине Минфина средства будут перечислены в Резервный фонд, а обязательства субъектов окажутся под угрозой срыва».
Удалось сенаторам ввести и мораторий на образование так называемых консолидированных групп налогоплательщиков, деятельность которых с помощью некоторых хитростей существенно уменьшала налогооблагаемую базу регионов.
Понятно, что без потерь не обошлось: 1 процент от налога на прибыль, – а это в целом по стране составляет около 120 миллиардов рублей, – в 2017 году будет контролировать и распределять Минфин. Для многих регионов такое выпадение доходов может создать серьезные проблемы. И стоит надеяться, что эта мера временная: как подчеркнул Сергей Рябухин, цена на нефть обозначила тенденцию к росту, соответственно, доходы бюджета могут существенно возрасти и образуются условия, чтобы поддержать и экономику в целом, и регионы в частности.
Однако у Антона Силуанова другое мнение по поводу «шкуры неубитого медведя»: будущие доходы надо направить не на цели развития и модернизации экономики или выравнивания межбюджетных отношений, а загнать, как и прежде, в Резервный фонд, который в будущем году будет исчерпан. Мини-полемику поддержал Вячеслав Штыров, член Совета Федерации от Якутии, который довольно аргументированно обосновал необходимость вкладывать деньги в реальный сектор экономики, а не консервировать их в фонде с весьма низкой доходностью.
Из этой дискуссии вывод можно сделать только один: рассчитывать на мировую нефтяную конъюнктуру цен, которая в очередной раз выручит бюджет и Правительство, обеспечив незапланированные доходы, можно. Но лучше развивать собственную промышленность и модернизировать экономику, формируя точки роста. Это надежнее. И нынешний сложный период – прекрасное время для того, чтобы избавиться от сырьевой зависимости и мировых цен, регулируемых нашими геополитическими конкурентами.
Нынешний бюджет, как подчеркнула Валентина Матвиенко, такие возможности дает при условии, если и Совет Федерации, и Министерство финансов будут работать в тесном деловом контакте.
(www.pnp.ru)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + десять =