На Камчатке не было случая, чтобы в авиакатастрофе или в авиапроисшествии не был виноват человек

Так совпало, что 16-го мая этого года стало известно, что причиной крушения вертолета МИ-2 на Камчатке, возле елизовского физкультурно-оздоровительного комплекса «Радужный» (30 ноября 2015 года), и авиакатастрофы авиалайнера Боинг-737 в Ростове-на-Дону (19 марта 2016 года) явился человеческий фактор.
Что касается камчатского авиапроисшествия с вертолетом МИ-2, то человеческий фактор разделили между собой пассажир и пилот.
За последние 25 лет на Камчатке разбилось около двух десятков единиц авиационной техники, но впервые пассажир вертолета помог угробить воздушное судно, на котором сам летел. Оказалось, что он случайно выключил двигатель вертолета. После выключения двигателя, как установила комиссия, командир воздушного судна допустил ошибки в технике пилотирования «при выполнении вынужденной посадки с авторотирующим несущим винтом». Тогда погиб один человек. «Вести» подробно рассказывали об этой аварии. Мы предположили, что авария случилась из-за отказа техники, а не из-за пресловутого человеческого фактора. Наши прогнозы оказались неверными.
За истекшие четверть века на Камчатке не было случая, чтобы в авиакатастрофе или в авиапроисшествии не был виноват человек, т.е. пилот.
Авиакатастрофа в Ростове-на-Дону, случившаяся 19 марта 2016 года, унесла жизни 62 человек. Самолет разбился из-за неправильных действий пилота. Он допустил ошибку в пилотировании при посадке воздушного судна. Примечательно, что ранее садившийся перед ним авиалайнер примерно такого же класса не стал рисковать (был сильный боковой ветер) и ушел на запасной аэродром. Пилот Боинга с первого захода тоже не сумел посадить свой самолет, ушел на второй круг и сделал вторую попытку, которая стала роковой.
Трудно объяснить, почему летчик был столь самонадеян, но за его тщеславную глупость заплатили жизнью несколько десятков человек.
«Вести» часто рассказывали об авиакатастрофах происходящих как на Камчатке, так и за ее пределами. Нередко мы задавали один и тот же вопрос опытным пилотам: «Почему летчики поступают против правил и инструкций, что приводит к авиакатастрофе и человеческим жертвам?» Нам отвечали: «Летчики тоже люди, и они имеют право на ошибку». Такое еще часто можно услышать и от врачей, после того, как они своими ошибочными действия доводят больного до летального исхода. Как мрачно шутят люди в белых халатах: «За каждым доктором есть свое кладбище». Пилоты так не шутят, потому что они оказываются, как правило, на одном кладбище вместе с пассажирами. И, следовательно, им более тщательно нужно изучить свою специальность. Но судя по тому, с какой частотой бьются летательные аппараты на Камчатке, свою специальность пилоты знают не очень хорошо.
Может, все-таки пора квалифицированным психологам попытаться узнать, с помощью тестирования, почему пилоты ошибаются в стандартных ситуациях? И с завидным постоянством они прихватывают на кладбище вместе с собой и своих пассажиров. Неужели только потому, что людям свойственно ошибаться? И нам остается только надеяться, что за штурвалом сидит хотя бы «хорошист», а не заклятый «троечник».
Нас, что, действительно не волнует цена этих ошибок?

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 + восемнадцать =