ПРОПАЖА ГОДА

Октябрь 2022 года

«Карильона Тихого (монумента не вернувшимся из океана)» не стало

Ей-богу, стоит погрузить просвещенную публику в глубинные таинства искусства инсталляции и креативной нелепости, возникшие в октябре 2022 года в краевом центре камчатского полуострова на берегу бухты Завойко в районе пляжа Малой Лагерной среди гряды небольших каменных утесов на излюбленном месте отдыха горожан. Причудливое металлическое сооружение было открыто под звуки оркестра группировки Войск и Сил на северо-востоке Российской Федерации, перед парадным строем курсантов КГТУ и под наблюдением заместителя председателя Правительства Камчатского края, главного куратора креативных индустрий региона сколковской очумелицы Александры Лебедевой.

Автором так называемой инсталляции оказался Глобальный Мыслитель, по версии американского журнала Foreign Policy, офицер Ордена искусств и литературы Франции, член Российской академии художеств Александр Пономарев. Все звания автора перечислены в буклете под названием «Карильон Тихого (монумент не вернувшимся из океана)». Также в буклете даны координаты нахождения несуразных металлических конструкций: 52 градуса 56 минут 50 секунд северной широты и 158 градусов 40 минут 27 секунд восточной долготы. При проверке оказалось, что координаты указаны неточные. Глобальный Мыслитель ошибся примерно на 800 метров. Предоставим ему слово (стилистика и орфография сохранены):

«Семь металлических конструкций в форме спиралевидных колонн, в основании которых лежат массивные винты океанских кораблей, а вертикальные элементы – специально изготовленные ветровые турбины, совершающие вращение в соответствии с силой и направлением ветра. Спирали винтов и турбин визуально сливаются, они имеют общую ось и соединены валом. Между ними вращаются рычаги с ударными элементами, которые периодически извлекают различные звуки, сталкиваясь с лопастями винтов, подобным в данном случае камертонам или корабельным рындам (колоколам). Вся конструкция на скале (гряда небольших камней, торчащих из воды и песка, протяженностью около десяти метров и высотой около полутора метров. – Прим. ред.) представляет собой перкуссионный музыкальный инструмент, напоминающий КАРИЛЬОН – механический ударный инструмент, распространенный в XVI–XVII веке во Фландрии и Голландии во времена интенсивного строительства морского флота, что стало для царя Петра стимулом для превращения России в Великую морскую державу. Монумент в Авачинской бухте – Карильон Тихого – инструмент, приводимый в действие ветрами, извлекающими сакральные пронзительные звуки, напоминающие обо всех не вернувшихся из Океана!»

Теперь надо пояснить, что собой представляли ударные инструменты, извлекающие, по версии автора, сакральные пронзительные звуки. Когда семь конструкций под воздействием ветра начинали вращаться, металлические шары, подвешенные на рычаги, с силой били по металлическому телу винтов, издавая звук, напоминающий удары молотка по наковальне. Чем сильнее дул ветер, тем быстрее вращались конструкции и, следовательно, чаще и громче шары ударяли по винтам. Звуки сакральной какофонии разносились далеко по окрестностям, вызывая справедливые возмущения жителей микрорайона Завойко в Петропавловске-Камчатском. В конце концов ситуация накалилась до такой степени, что губернатор Камчатского края Владимир Солодов был вынужден объяснять, в чём состоит сакральный замысел Глобального Мыслителя, не оцененный простыми смертными. Из его выступления стало понятно, что перкуссионную музыку все-таки сделают потише. Правда, как это себе представлял сам губернатор, узнать не удалось, но автор проекта заверил, что звук убавит. В этой связи появилось много вопросов. Означает ли это, что офицер Ордена искусств и литературы Франции умеет повелевать ветром (мы помним, чем сильнее дует ветер, тем чаще и громче становится издаваемый инсталляцией звук), либо создатель нелепых сооружений просто уменьшит количество ударных инструментов? Глобальный Мыслитель пошел по самому легкому пути, и количество ударных инструментов было уменьшено. В конце концов сильным ветром сломало одну из вращающихся конструкций и повредило две других. На оставшихся исправных вращающихся «турбинах» были полностью демонтированы ударные инструменты. Таким образом, «Карильон Тихого» лишился своей главной составляющей – «сакральных пронзительных звуков». Меценатом проекта «Карильон Тихого» выступил Алексей Войтов, тогдашний директор Камчатского филиала золотодобывающей компании «Хайлен Голд», ранее руководивший Аппаратом Губернатора и Правительства Камчатского края. Иногда в приступе нежности его называют «Нарцисс». Глобальный Мыслитель «развел» золотопромышленников почти на 16 миллионов рублей. По истечении одиннадцати месяцев от убогой инсталляции остались одни винты. В мае этого года лишь погнутые металлические шайбы ржавели на месте первого камчатского арт-кластера, и рваные порывы заунывного ветра носили бессмысленно и беспощадно полиэтиленовые пакеты над сакральным захоронением шестнадцати миллионов рублей.

«Золотоносному» же Нарциссу следует перечитать сказку про Буратино, особенно те страницы, где речь идет о Стране Дураков и Поле Чудес. А еще надо выучить заклинание «Крибле-крабле-бумс».

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ



img_1384retush_web

Октябрь 2023 года


img_1434_web

Май 2024 года