Эксперимент по введению Единого госэкзамена (ЕГЭ) в стране провалился, заявил спикер Совета федерации Сергей Миронов, ссылаясь на выводы независимой общественной комиссии, пишет GZT.RU. ЕГЭ не устранил коррупцию при поступлении в вузы и не позволил объективно выставлять оценки выпускникам школ, пояснил он.
По мнению Миронова, выпускники должны добровольно выбирать, сдавать ли им ЕГЭ или традиционный устный экзамен
«Организаторы эксперимента по введению ЕГЭ ставили восемь целей… мы проанализировали все восемь лет эксперимента и выводы комиссии очень просты: ни одна из восьми целей не была достигнута»,— цитирует его слова РИА «Новости».
Спикер Совета Федерации привел статистику МВД, по которой в 2009 году объем коррупции в сфере образования увеличился в два раза.
Сергей Миронов подчеркнул, что считает переход на ЕГЭ «ошибкой» и является принципиальным противником этого экзамена.
По его мнению, проблему поступления иногородних студентов в столичные вузы можно решить, создав во всех крупных городах приемные комиссии по каждому предмету. Все вузы должны будут принимать результаты этих экзаменов.
Сергей Миронов сообщил, что ЕГЭ имеет право на существование лишь в качестве добровольной альтернативы устным экзаменам при поступлении в вузы.
Также он раскритиковал новую норму, согласно которой люди, давно окончившие школу, но по каким-либо причинам не поступавшие в вуз или не прошедшие по конкурсу, а теперь решившие получить высшее образование, также обязаны сдавать ЕГЭ.
Единым госэкзаменом недовольно очень большое количество россиян, заявил Виктор Шудегов, член комитета Госдумы по образованию, принимавший участие в мониторинге эксперимента.
«Когда вводился Единый госэкзамен, сторонники и авторы ЕГЭ утверждали, что он позволит решить минимум три задачи – устранит коррупцию при поступлении в вузы, сделает прозрачным и объективным сдачу экзаменов в школах и в вузах, позволит людям не сдавать дважды один и тот же экзамен, при выпуске из школы и поступлении в вузы. Ни одна из этих задач в итоге не была решена в полной мере, – пояснил Виктор Шудегов.
Огромное количество «многобалльников», которые приезжают их тех или иных регионов, и мы видим, как они сдают русский язык в Москве и Питере (часто выпускники не подтверждают своих высоких баллов). Это вызывает вопросы».
ЕГЭ, по мнению общественной комиссии, не устранил коррупцию в российской системе образования и не позволил объективно оценивать знания выпускников и абитуриентов.
Однако самой главной проблемой ЕГЭ Виктор Шудегов назвал то, что он «очевидно снизил качество нашего образования».
«Обучение в вузе требует умения нестандартно мыслить, решать новые задачи,- пояснил он.- В этом плане проверка знаний с помощью тестов считается не совсем объективной. Возьмем, например, уроки литературы, где учили прекрасному, именно литературе. Теперь, как утверждают сами школьники, они «учатся сдавать ЕГЭ» и это изменяет в целом всю систему подготовки наших школьников. Мы не закладываем в нее самое главное – умение логически мыслить». (В том, что ученики не учатся логически мыслить, виноват ЕГЭ?- Авт.)
Что по этому поводу думают на Камчатке: провалился или удался эксперимент с ЕГЭ? С этим вопросом мы обратились к представителям камчатского образования и депутатам краевого парламента и гордумы.
АНДРЮХИНА Ирина Юрьевна – заместитель министра образования и науки Камчатского края
— Как же может заместитель министра говорить о том, что эксперимент провалился, тем более что у нас принят федеральный закон об образовании, который пока никто не отменял. И сегодня этот процесс по внедрению ЕГЭ уже необратим. (Ирина Юрьевна, видимо не поняла, что есть личное мнение и мнение начальника. МЫ спрашивали о личном. Тем более, нам было интересно узнать ее мнение как бывшего директора школы и депутата областного совета. Вероятно, личное мнение Ирины Юрьевны отныне всегда совпадает с мнением начальника. Может мы позвонили не вовремя? Надо было звонить в нерабочее время, когда Ирина Юрьевна могла, не озираясь по сторонам, не кивая на министров, откровенно сказать, что по этому поводу она думает. Наверное, ей пора быть ближе к людям, кухне, сковородкам. И попробовать стать независимой, мыслящей и связно говорящей субстанцией).
ОРЛОВА Ирина Леонтьевна – председатель комитета Законодательного собрания Камчатского края по социальной политике, экологической безопасности и защите прав граждан
— Вы знаете, я думаю, что у меня не сложилось совершенно четкое мнение по ЕГЭ. Разные есть эмоции. С одной стороны, кажется, что ЕГЭ, как бы, нужен, с другой стороны, дает ли этот экзамен точную картину. Я этого не могу сказать. Но думаю, что еще не пришло время ставить окончательную точку. С другой стороны, я не специалист, нужно спрашивать у специалистов, я недостаточно близко знакома с этой проблемой, вплотную ее не касаюсь. У меня несколько другие в комитете направления работы. (Ирина Леонтьевна, разумеется, не специалист в области ЕГЭ, как и во многих других областях. Пока непонятно, устроит такой ответ ее избирателей? С таким же успехом она может говорить о реформе ЖКХ, о медицинском обслуживании и т.п. Время не пришло и все тут. А когда придет? – Авт.)
КАТРЕЧА Надежа Константиновна – директор гимназии № 39, депутат гордумы
— Вы знаете, однозначно невозможно ответить на этот вопрос, поэтому, поскольку я сейчас тороплюсь (Надежда Константиновна спешила в отдел образования), честное слово, ответить на этот вопрос подробно не могу. Потому что «да» или «нет» на сегодня сказать нельзя. (Госпожа Катреча, отдавшая 30 трудовых лет средней школе, из них почти 10 лет в качестве директора, тоже считает, что пока нельзя сказать, провалился эксперимент с ЕГЭ или нет. Интересно, сколько еще должно пройти времени, чтобы Надежда Константиновна наконец поняла, что к чему? – Авт.)
ГОЛУБЕВ Сергей Николаевич – депутат Законодательного собрания Камчатского края, фракция «ЛДПР»
— По моему мнению, эксперимент с ЕГЭ провалился. ЕГЭ оценивает средние знания ученика. Как правило, экзамены выявляют наиболее успешных. Хотя это бывало и безосновательно, так как и экзамены за деньги сдавали. Но в то же самое время, экзаменационная возможность должна была выявить грамотных учеников, нестандартно мыслящих, а ЕГЭ строит всех под одну гребенку, то есть одно мышление, одно понимание. Дело в том, что нужно не только брать пример с запада. Можно было совместить две системы образования: какие-то экзамены оставить, а какие-то перевести в ЕГЭ. Я не могу понять, как литературу, историю, можно сдавать в формате ЕГЭ. (Такой тарабарщины от лидера регионального ЛДПР мы не ожидали. Он всегда страдал умеренно несвязной речью. Но это списывали на трудности политического роста. Что касается его суждений о ЕГЭ, то на него нашло какое-то затмение. Слава Богу, Сергею Николаевичу хватило словарного запаса сказать, что ЕГЭ провалился. Иначе, совсем жуть. – Авт.)
Саида ВАГАБОВА.