РЕДАКТОРСКАЯ КОЛОНКА

Среда 26 октября выдалась не по-осеннему теплой. Казалось, что зима на какое-то время забыла про наш город и дала возможность насладиться последними теплыми денечками увядающего октября. На берегу бухты Завойко в районе пляжа Малой лагерной было особенно хорошо стоять, зажмурившись от солнца и слушать плеск волн. Однако гармоничную картину морского побережья с извивами бухточек, одиноко торчащими скалами и виднеющимся вдали островом Завойко решил «подправить» своей инсталляцией Глобальный Мыслитель по версии американского журнала Foreign Policy, офицер Ордена искусств и литературы Франции, член Российской академии художеств Александр Пономарев.

На небольшой гряде камней пляжа бухты Завойко, излюбленном месте отдыха горожан, по их мнению, автор соорудил нечто напоминающее антураж из фильма Георгия Данелия «Кин-дза-дза». Однако предоставим слово Мыслителю: «Семь металлических конструкций в форме спиралевидных колонн, в основании которых лежат массивные винты океанских кораблей, а вертикальные элементы – специально изготовленные ветровые турбины, совершающие вращение в соответствии с силой и направлением ветра. Спирали винтов и турбин визуально сливаются, они имеют общую ось и соединены валом. Между ними вращаются рычаги с ударными элементами, которые периодически извлекают различные звуки, сталкиваясь с лопастями винтов, подобным в данном случае камертонам или корабельным рындам (колоколам). Вся конструкция на скале (гряда небольших камней торчащих из воды и песка протяженностью около десяти метров и высотой около полутора метра. Прим. ред.) представляет собой перкуссионный музыкальный инструмент, напоминающий КАРИЛЬОН – механический ударный инструмент, распространенный в XVI-XVII веке во Фландрии и Голландии во времена интенсивного строительства морского флота, что стало для царя Петра  стимулом для превращения России в Великую морскую державу».

Перкуссионный музыкальный инструмент, о котором говорит офицер Ордена искусств и литературы Франции, представляет из себя вращающееся металлическую конструкцию, издающую отвратительный звук скрежета металла о металл. Удручающую какофонию звуков разбавляют удары небольших молотков по телу списанных корабельных винтов. Ощущения, возникающие при слушании этого диковинного инструмента, якобы Карильона Тихого, отдаленно напоминают звук старой бормашины с низкими оборотами во время сверления зубов и при этом еще громко бьют по металлическому столу молотком. Возможно, если верить Глобальному Мыслителю, то его «Карильон Тихого» (так официально называется нагромождение металлических конструкций) извлекает «сакральные пронзительные звуки, напоминающие обо всех не вернувшихся из Океана!».

А мы-то ломаем головы, что напоминает нам этот безумный скрип с громкими хаотичными ударами железа об железо? Снова вспоминается фильм «Кин-дза-дза». Создается впечатление, что на пляж Малой лагерной свалились куски заблудившегося во вселенной звездолета. Теперь отдыхающим горожанам придется наслаждаться звуками, раздающимися, словно из корпусного цеха по строительству звездолетов. Им придется брать с собой наушники, чтобы не сойти с ума от «Карильона Тихого».

Глобальный Мыслитель в уже приведенном выше повествовании упомянул, что старинный Голландский карильон простимулировал царя Петра (надо полагать Первого) «для превращения России в Великую морскую державу». Молодец Мыслитель, даже немного идеологии заплел в диссонансный грохот. От подобной исторической приправы царь Петр Великий, наверное, несколько раз перевернулся в гробу. Поневоле напрашивается вопрос, а кто же надоумил господина Мыслителя заглянуть в наш медвежий угол со своим нетленным и нелепым «произведением»?

Оказывается источником, на мой взгляд, этой беды стала Александра Лебедева, заместитель председателя Правительства Камчатского края курирующая вопросы культуры. В рамках Фестиваля саунд-арта и экспериментальной музыки она пригласила Глобального Мыслителя и одобрила инсталляцию «Карильон Тихого». Видимо не отпускает её из плена атмосфера Сколково, где она некоторое время училась и работала. Ей вторила, наш министр культуры Оксана Прокопенко, видимо большая любительница перкуссионной музыки. Любопытно узнать, как долго простоял бы «Карильон Тихого» если бы его установили под окнами министерства культуры, или на худой конец рядом с рабочим кабинетом госпожи Лебедевой?

Теперь поговорим о меценате этого проекта стоимостью в 16 миллионов рублей. Им оказался Алексей Войтов, директор Камчатского филиала золотодобывающей компании «Хайлэнд Голд». Прежде он руководил аппаратом Губернатора и Правительства Камчатского края, занимался освоением средств нескольких собачьих гонок «Берингия», неоднократно становился «героем» многих наших публикаций. Наверное, не ошибусь, если скажу, что именно он был главным заказчиком «Карильона Тихого». Когда-то в нашей газете у Алексея Войтова появилось новое имя «Мажор». Теперь, полагаю, он заслужил более продвинутое имя – «Карильон Тихий». Неужели господину Войтову во время проведения специальной военной операции на Украине некуда девать деньги как тратить их на сомнительное искусство во имя Глобального Мылителя? Лучше бы он на 16 миллионов рублей купил специальное военное обмундирование для наших солдат, исполняющих свой воинский долг, уничтожающих неонацистское отребье, или оказал финансовую помощь семьям погибших камчатских военнослужащих. Проводить такого рода фестивали во время военных действий на Украине, на мой взгляд, кощунственно. Неужели до господина Войтова не доходит эта простая, очевидная мысль? Впрочем, такой же вопрос можно адресовать к сколковской примадонне Александре Лебедевой и её подручной, ценному специалисту по культуре, засланке из Усть-Камчатского района Оксане Прокопенко.

Кстати «Карильон Тихого» Глобальный Мыслитель называет еще «Монументом не вернувшимся из Океана». Значит по своему статусу это нагромождение металла, издающего пугающие звуки, относится к памятнику. Следовательно, должно проходить через согласование Комиссии по установке памятников и памятных знаков при администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, на территории которого это сооружение установлено. Этот с позволения сказать памятник «Карильон Тихого» не проходил процедуру согласования, а значит, подлежит сносу.

По поводу демонтажа монументальной пляжной нелепости высказался один из пользователей социальных сетей: «Вся надежда на вандалов».

Лучше не скажешь… 

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ