21 сентября этого года Владимир Путин объявил о частичной мобилизации в России. Новость моментально облетела камчатские электронные СМИ. Одной из самых обсуждаемых она (и сопутствующие ей) стала в телеграм-канале информационного агентства Кам24, позиционирующего себя «самым цитируемым новостным ресурсом в Камчатском крае». Именно на инфоплощадке Telegram можно чувствовать себя безнаказанным. Это развязывает руки так называемым троллям, которые могут писать абсолютно любую чушь, которая приходит им в голову. Тролли постоянно «пасутся» на Кам24, но если раньше их деятельность была не особо заметной, то с 21 сентября, с момента объявления частичной мобилизации, пальцы врага бодро застучали по клавиатуре. 23 сентября некий Игорь Авраалович призывает в своем комментарии устраивать пикеты у «администрации Солодова» с целью саботировать мобилизацию. По сути это призыв к организации народных беспорядков. За эту же дату находим откровенно экстремистские высказывания от еще одного комментатора, скрытого под ником Алекс Морожкин.
Удивляет то, что все эти высказывания до сих остаются незамеченными – ни Роскомнадзором, в задачи которого входит надзор в сфере средств массовой информации, ни местным Управлением министерства внутренних дел, обязанным следить за правопорядком в обществе. (Этим двум ведомствам мы уже направили письменный запрос с просьбой обратить внимание на ситуацию и принять соответствующие меры.)
Увы, заткнуть рот непосредственно этим комментаторам и привлечь их к ответственности наши правоохранители не смогут, ибо сидят они не Камчатке, а в отделе информационно-психологических атак (официальное название ЦИПсО – центр информационно-психологических операций) где-то на территории Украины или Польши. Логично предположить, что раз у наших правоохранителей «с полномочиями всё», то тогда эта обязанность негласно ложится на плечи руководства канала. Однако реакции Кам24 как не было, так и нет, несмотря на то, что адекватные комментаторы уже не единожды призвали его очистить чат от сообщений так называемых ботов.Что это? Накрутка рейтинга? Или намеренное нанесение вреда стране, в которой живут и зарабатывают деньги руководство и журналисты информационного агентства?
Да, мы знаем, что ни редакция, ни главный редактор, ни журналист не несут ответственности за комментарии читателей на сайтах СМИ, если они (комментарии) размещаются на портале без предварительной модерации. Эта норма закреплена п. 5 ч. 1 ст. 57 закона «О СМИ».Тем не менее, все уважающие (подчеркну – уважающие) себя и свою аудиторию инфоплощадки закрывают возможность комментирования тех новостей, обсуждать которые нежелательно, чтобы не забивать грязью головы тех, кто не желает или не умеет думать и анализировать. Обратите внимание – мы говорим не о запрете свободно высказывать свои мысли и чувства по поводу происходящего, это право никто не отбирал и отбирать не собирается. Речь идет о том, чтобы не допустить тлетворного влияния информации украинских ЦИПсО на умы наших граждан и не посеять панику в обществе, тем более в период проведения специальной военной операции и частичной мобилизации. Сегодня звучат призывы к пикетам. А завтра? К повторению ижевской трагедии?
К слову, Кам24 не удосуживался ни закрывать, ни удалять даже те глумливые комментарии, которые появлялись в апреле и июне под новостями о гибели наших камчатских военнослужащих. Здесь уже не идет речь о профессиональной этике, это вопрос ощущения границ дозволенности.
Мария ПОПОВА