В Госдуме готовят кодекс, запрещающий педагогам короткие юбки и глубокие декольте
Вслед за формой для школьников у их преподавателей также могут появиться стандарты одежды. Сразу два комитета Госдумы – по вопросам семьи, женщин и детей, а также по вопросам образования – приступили к созданию федерального Кодекса школьной чести, в котором пропишут правила поведения и нормы внешнего вида не только для детей, но и для педагогов.
Как пояснили депутаты, детям не удастся привить нормы «скромности и сдержанности», если не ввести форму и для их преподавателей.
– Педагоги позволяют себе одеваться с неприкрытой сексуальностью и в свободное от уроков время подрабатывать в стрип-клубах и рекламировать услуги сексуального характера в интернете, – рассказывает одна из авторов кодекса, член комитета Госдумы по вопросам семьи Елена Сенаторова («Единая Россия»). – Это недопустимо притом, что детям мы вводим школьную форму.
Однако если форма для школьников будет схожей как минимум на уровне регионов, то для учителей полную униформу вводить не будут. Как пояснила Сенаторова, в кодексе просто пропишут критерии допустимого стиля одежды и аксессуаров для преподавателей. Так, скорее всего, им запретят носить слишком короткие юбки, глубокое декольте и яркий макияж.
При этом в создаваемой депутатами доктрине будут содержаться не только рекомендации к внешнему виду преподавателей, но и правила общения между участниками образовательного процесса. В документе пропишут, что демонстрация неуважения, грубости, невоспитанности и несдержанности недопустима не только со стороны ученика, но и со стороны учителя.
– При нынешнем нравственном уровне в школах такой документ необходим. Там будет много положений, касающихся этической стороны обучения. Также будут освещены и некоторые правовые аспекты, – подчеркнула замглавы комитета Госдумы по образованию Надежда Шайденко («Единая Россия»).
Однако коллеги единороссов по профильным комитетам, главным образом коммунисты, выступают против введения формы для учителей и называют весь кодекс в целом «лишенным содержательной части».
– Если с введением формы для учеников я согласен, то для учителей этого делать не надо. Это люди с высшим образованием, у них достаточно культуры, чтобы одеться подобающим образом без всяких регламентов, – считает член комитета по образованию Николай Разворотнев. – Лучше бы парламентарии занялись содержательной частью образовательного процесса.
Его коллега Олег Смолин уверяет, что внутренние отношения в учебных заведениях и моральные принципы для участников образовательного процесса не могут быть прописаны в законодательном акте.
– Вряд ли можно привить учителю внутреннюю и внешнюю культуру, как у героя фильма Ростоцкого «Доживем до понедельника». Это вопрос морального, а не законодательного регулирования, – подчеркнул он.
В Общественном совете при Министерстве образования и науки и вовсе опасаются, что на практике кодекс работать не будет. Среди действенных мер по повышению уровня культуры в школах эксперты называют увеличение зарплат учителей, расширение соцпакета и повышение качества образования в педагогических вузах.
– Бесполезно прописывать, кому какую юбку носить, а кому – какие колготки, когда сама профессия не обладает достаточным престижем, чтобы в нее шли лучшие кадры, – уверена член Общественного совета при Минобразования, народный учитель РФ Майя Пильдес. – Государству нужно сделать профессию престижной, тогда и педагоги будут держаться за свои рабочие места, соблюдать все этические нормы и придерживаться стандартов в одежде без посторонней указки.
Ее поддержала директор московской школы № 315, в которой уделяют особое внимание нравственному воспитанию учащихся, Любовь Понтак. Она уверена, что депутатам не обязательно вмешиваться в отношения между участниками образовательного процесса.
– Руководство школы может и само выстроить достаточно здоровую и нравственную обстановку в учебном заведении, даже не используя никакой свод правил или кодекс. У нас есть определенные негласные правила поведения, но они не регламентируют внешний вид педагога. То, что у учителя должен быть деловой стиль одежды, понимают все, – заверила педагог.
Ожидается, что нормы кодекса будут носить рекомендательный характер, однако там будут прописаны и санкции как для учителей, так и для школьников, нарушивших положения документа. Среди них могут быть выговоры учителям, вызов в школу родителей учеников, демонстрация фотографий провинившихся на досках позора и другие варианты воздействия не только на детей, но и на их школьных наставников.
Напомним, что поводом для введения школьной формы для учеников стал скандал в Ставрополье, который разразился осенью прошлого года. Несколько школьниц пришли на уроки в хиджабах, после чего им запретили посещать школу в несветской одежде. Владимир Путин тогда поддержал решение руководства школы. Позже, в конце марта этого года на конференции «Общероссийского народного фронта», президент прямо заявил о необходимости введения единой формы для всех школьников. С 1 сентября учащиеся уже пойдут в школу в новой одежде. Однако ее вид предстоит определить региональным властям, «федералы» же установили общие рамки: строгие юбки, сарафаны, брюки и пиджаки.