Чем ближе выборы, тем выше градус агитационного накала и тем больше абсурда проявляют как системная, так и несистемная оппозиции. Почему-то они предпочитают наступать на грабли, которые сами кидают себе под ноги. Иногда их становится даже жалко.
Автору этих строк недавно довелось побывать на одной из встреч жителей улицы Рябиковская с кандидатом в депутаты Законодательного собрания Камчатского края по избирательному округу № 2 членом политической партии «Единая Россия» Анатолием Кирносенко.
О грядущей встрече люди были оповещены заранее. Всего в районе детской площадки напротив дома 81/1 на улице Рябиковская 9 августа в 19 часов собралось около 80 человек. Среди них мелькали знакомые лица кандидатов от местного отделения КПРФ в Законодательное собрание Камчатского края: сидельца Валерия Быкова (округ № 7), Романа Литвинова (округ № 9), Александры Новиковой (округ № 8) и Геннадия Пажинского (округ № 2). На встречу с депутатом от партии «Единая Россия» также пришел представитель несистемной оппозиции Андрей Саркисян и несколько человек от партии «Справедливая Россия».
Анатолию Кирносенко избиратели задавали различные вопросы, на которые он обстоятельно отвечал. Немало людей записалось к нему на прием. На уличном собрании помощники кандидата от партии «Единая Россия» раздавали агитационные материалы. Спрашивается, зачем на это мероприятие пришли представители системной и несистемной оппозиции? Они захотели поговорить с депутатом от «Единой России»? Своими совсем некаверзными вопросами они лишь поднимали социальный статус Анатолия Кирносенко в глазах избирателей и увеличивали массовость мероприятия, что тоже играло на руку кандидату в депутаты от партии власти.
На 25-й минуте встречи встрепенулся недавний «уголовник» член КПРФ Валерий Быков. Он выкрикивал лозунги против «Единой России» и ее кандидата, но его запала хватило ненадолго, и диалоги снова вернулись в конструктивное русло. Основная часть оппозиционеров вела себя спокойно, явно скучая среди собравшихся людей. И снова поневоле в моей голове пронеслось: зачем они пришли? Им нужно было перехватить инициативу в свои руки и самим вести собрание, на худой конец, хотя бы помахать красными флагами, а господину Саркисяну семицветным полотнищем. Вместо этого оппозиционеры молча слушали выступающего кандидата от «Единой России».
Любопытно выглядела кандидатка от КПРФ, вчерашняя навальновка Александра Новикова. Она кружила вокруг толпы людей, и на ее лице читался вопрос: «Зачем я здесь?». И действительно – зачем? Сторонники «Справедливой России» стояли с каменными лицами отдельной кучкой, не проронив ни звука. Одним словом, ожидаемого скандала не случилось.
Камчатскому краю просто везет на оппозиционеров. Ни одной резвой мысли не приходит в их оппозиционные головы. И даже придя на собрание с целью сыграть против кандидата от партии власти, они воспринимают последнего как дирижера и повинуются его дирижерской палочке, оставляя о себе впечатление убогости и брезгливого сожаления.
Отдельной строки заслуживает неугомонный защитник безграничной толерантности, юрист, бывший капитан ФСБ Андрей Саркисян. Напомню, он пытался зарегистрироваться кандидатом в депутаты Законодательного собрания Камчатского края по избирательному округу № 2, но не собрал нужного количества подписей. Точнее, в подписных листах, отобранных для проверки, городской территориальной избирательной комиссией были признаны недействительными 64 подписи избирателей, что составило 17 процентов от количества подписей. Поэтому господину Саркисяну было отказано в регистрации.
Обиженный юрист обратился в суд. В пятницу, 6 августа, после пятичасового заседания судья Камчатского краевого суда Олег Чаднов вынес решение: «Руководствуясь статьями 175–180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: в удовлетворении административного искового заявления Саркисяну А. А. об оспаривании постановления Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 2, № 21/141 от 1 августа 2021 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного собрания Камчатского края четвертого созыва Саркисяна А. А., отказать. Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Камчатский краевой суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения».
В своем административном иске Андрей Саркисян упирал на то, что в подписном листе в графе «адрес места жительства» писать название края и города, в котором проживает избиратель, необязательно. Таким образом, 59 подписей из 532 оказались без указания края и города, имея лишь названия улиц, номер дома и квартиры. По Государственной автоматизированной системе «Выборы» не удалось идентифицировать подписантов без вышеназванных сведений. Поэтому комиссия приняла верное решение и отказала господину Саркисяну в регистрации кандидатом в депутаты на выборах в Законодательное собрание Камчатского края.
Также он приводил еще один аргумент в свою пользу (дословно): «Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года № 135/805 утвержден образец заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения избирательным объединением (самовыдвижения) кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу. В указанном образце не указывалось о том, что в графе «адрес места жительства» обязательно должно быть указано «Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский».
Действительно, в образце подписного листа не указано, что нужно писать «Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский», но там также не указано, что нужно писать название улицы и номер квартиры. Несостоявшийся кандидат в депутаты знал об этом требовании Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и указал название улиц, номер дома и квартиры. Где же логика? Понимаю, что юристу Саркисяну взбрело в голову игнорировать в 59 подписных листах название края и города, возможно, он заскучал от рутины и таким образом решил развлечь себя. Согласитесь, можно затосковать от монотонного сбора подписей, вот и захотелось ему чего-нибудь поострее, пооригинальнее. Однако почему из 532 подписных листов он решил поиграться лишь с 59 листами. Оставшиеся 473 подписи Саркисян собрал правильно, т.е. указал наименование края и города. Проверяя впоследствии забракованные избирательной комиссией подписные листы, он же видел, что там указан неполный адрес. Что ему стоило сходить по этим адресам и попросить дописать недостающие сведения? Почему наше политчудо этого не сделало, зачем так глупо рисковать?
Снова предоставим слово судье Олегу Чаднову:
«Суд не может согласиться с позицией административного истца о том, что доводы, изложенные в оспариваемом постановлении Избирательной комиссии, являются формальными и не соответствуют правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека, поскольку в данном случае Избирательная комиссия руководствовалась требованиями пункта 11 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которому адрес места жительства в подписном листе может не содержать каких-либо реквизитов только в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
Для данного вывода об однозначном восприятии места жительства избирателя не могло быть возможным дублирование адресов и улиц в различных населенных пунктах субъекта Российской Федерации, где проводятся выборы, в данном случае при выборах в Законодательное собрание Камчатского края. Адрес избирателя должен однозначно восприниматься как адрес конкретного населенного пункта, что в данном случае не представляется возможным, в соответствии с ответом Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю № 8/60-7049 от 29 июля 2021 года (л. д. 140–141).
Также суд считает, что доводы административного истца о том, что положения пункта 11 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ допускают возможность произвольно не указывать адрес населенного пункта, основаны на неправильном толковании данной правовой нормы.
При этом суд учитывает, что в большинстве подписных листов Саркисяном А. А. был указан населенный пункт, в котором зарегистрирован и проживает избиратель.
Позиция Саркисяна А. А. о том, что возможен различный подход к проверке правильности подписных листов Избирательной комиссией, не основан на нормах избирательного права.
Доводы административного истца о том, что подписи были проверены в системе ГАС «Выборы» и однозначно установлено, что адреса избирателей, указанных в подписных листах, соответствуют фактическому месту их жительства, в связи с чем отсутствуют основания для признания их недействительными, являются необоснованными, поскольку опровергаются итоговым протоколом проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 2 Саркисяна А. А. (л. д. 71) и ведомостью проверки подписных листов с подписями избирателей (л. д. 72), из которых следует, что 59 подписей избирателей были признаны недействительными в связи с неполным указанием места жительства избирателя.
Других доказательств, подтверждающих указанный довод Саркисяна А. А., кроме протокола проведения случайной выборки подписей избирателей, не представлено и не установлено таковых в ходе судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах решение Избирательной комиссии о признании 59 подписей избирателей недействительными в связи с отсутствием необходимых сведений, установленных подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в частности наименования населенного пункта, в котором зарегистрирован избиратель, является обоснованным и подтвержденным представленными доказательствами.
В силу части 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными».
Но господин Саркисян не успокоился и обжаловал решение суда. Скоро мы узнаем, каков будет вердикт.
Камчатка видела немало примеров, когда каким-либо кандидатам не удавалось собрать подписи. На прошлых выборах в Государственную думу РФ от политической партии «Коммунисты России» на Камчатке баллотировался бывший дважды избранный губернатор Камчатской области Михаил Машковцев. При проведении проверки в его подписных листах были обнаружены подписи людей, которые на тот момент уже умерли. Михаила Борисовича это обстоятельство ничуть не смутило, зато, когда Машковцеву отказали в регистрации, никаких претензий к Избирательной комиссии Камчатского края он не имел.
Вообще Михаил Борисович Машковцев был на Камчатке, можно сказать, легендарной личностью. Он, возглавляя Камчатское отделение КПРФ, сначала выиграл выборы в Областной совет Камчатской области и затем возглавил его, затем выиграл губернаторские выборы в 2000 году. За последующие четыре года Михаил Машковцев, член ЦК КПРФ, сумел развалить свою партийную организацию до такой степени, что на выборах в Госдуму коммунисты набрали самый низкий процент среди дальневосточных регионов. В конце концов он вышел из рядов КПРФ и вступил во вновь созданную олигархом Максимом Сурайкиным политическую партию «Коммунистическая партия Коммунисты России». Метания Михаила Машковцева были продиктованы прагматическим желанием любым путем остаться на плаву большой региональной политики. Он умел это делать (выживать) виртуозно. Помните слова одного из героев популярного фильма Эльдара Рязанова «Гараж»: «Не предать, а предвидеть!» Михаил Борисович обладал звериным чутьем на переменчивую политическую ситуацию. Он не был абсурден в своих поступках, чего нельзя сказать о дальнейших его последователях.
Например, на выборах в Городскую думу ПКГО первый секретарь Камчатского отделения КПРФ Сергей Ванюшкин поставил себя первым в городском партийном списке. Все бы ничего, но только живет тов. Ванюшкин в поселке Николаевка Елизовского района. Какая польза может быть от него жителям краевого центра? Как правило, его не бывает на сессиях и, наверное, он давно забыл, когда вел прием граждан. На кой ляд ему сдалось городское депутатство? Какую пользу своим избирателям он принес?
В своем абсурде камчатские коммунисты не одиноки. Несколько лет назад представители партии «Справедливая Россия» на выборах в Елизовскую районную думу неправильно посчитали кворум на своей партийной конференции. Они ошиблись на одного человека, в результате партийный список с их кандидатами не был утвержден Елизовской территориальной комиссией, и эсеры сами себя лишили возможности участвовать в выборах депутатов в районную думу.
На выборах губернатора Камчатского края в 2015 году представитель от партии «Справедливая Россия» не смог правильно заполнить даже первичные документы для предоставления в Избирательную комиссию Камчатского края. Однако всю вину незарегистрированный горе-кандидат в губернаторы Камчатского края свалил на исполнительную власть, заявив, что все его боятся.
Пока верстался этот номер газеты, пришло сообщение, что представитель партии «Новые люди» Камалутдин Асутдинович Абдурахманов обратился в суд с административным иском. Истец требовал признать незаконным Постановление Петропавловск-Камчатской городской территориальной комиссии от 01.08.2021 № 21/139 об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания Камчатского края четвертого созыва. Сначала мы не поверили этому сообщению, не верим и теперь в столь абсурдную попытку публично высечь себя. Зачем получать еще одну обидную, но справедливую оплеуху? Согласитесь, выглядит извращением желание истязать себя, расписываясь в неумении организовать сбор подписей в свою поддержку. Казалось бы, человек возник из партии «Новых», а наступает на старые грабли.
Наверное, в театре абсурда так принято тренировать свои лбы, чтобы привыкнуть к боли. Тут главное, чтобы граблисты невысоко поднимали ноги.
Одним словом, добро пожаловать на политическую сцену и берегите себя.
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ